Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Программы для автосервиса. MotorData из России

Программы для автосервиса. MotorData из России

Продолжаем знакомство с российским программным продуктом, созданным в помощь диагносту, механику, электрику и другим профессионалам авторемонта. Как ультрасовременный инструмент программа MotorData не стоит на месте, а развивается, обрастая новыми возможностями и сервисом. Последний раз мы обращались к ней несколько месяцев назад. По имеющейся информации, разработчики программы расширили ее возможности. Для того чтобы узнать об этих изменениях из первых рук, мы (далее – АБС) встретились с техническим директором компании «Легион – Автодата» Сергеем Курленя. Вот что он нам рассказал.

АБС: Сергей, последний раз мы говорили о вашем детище в ноябре прошлого года. За это время появились ли какие-нибудь нововведения в программе?

Сергей: Программа – как живой организм, и мы стараемся подстраиваться под нужды наших клиентов. Постоянно совершенствуем механизмы поиска информации внутри базы данных. Бывает так, что нужная информация есть (коды неисправностей, схемы Pindata), но найти ее быстро и воспользоваться не получается. Для таких случаев мы создали в дополнение к поискам по коду неисправности, по коду двигателя и коду коробки передач поиск по «Родственным моделям». Не секрет, что на автомобильном рынке часто встречаются похожие автомобили для разных рынков, но имеющие различные названия. В случае, если вы не получили нужной информации по интересующей модели, всегда можно воспользоваться поиском по «Родственным моделям».

Скриншот 1. Главное окно программы
Скриншот 1. Главное окно программы
Скриншот 2. Окно поиска по «Родственным моделям»
Скриншот 2. Окно поиска по «Родственным моделям»
Скриншот 3. Проверки элементов – каталожные номера
Скриншот 3. Проверки элементов – каталожные номера
Скриншот 4. Сообщение о последних обновлениях
Скриншот 4. Сообщение о последних обновлениях

Например, в сервис приехал автомобиль Lexus IS200, а по этому автомобилю пока еще нет всех необходимых данных. Есть ли повод поддаваться панике? Конечно же, нет. Вы можете воспользоваться информацией по Toyota Altezza и «закрыть» существующую проб­лему. Для этого нужно всего лишь кликнуть по соответствующей кнопке и перейти в список «Родственных моделей» (см. скриншот 1 и скриншот 2). Для выхода из этого режима необходимо нажать на кнопку «Закрыть». Это во‑первых.

Во-вторых, изменения коснулись модуля «Проверка элементов».

В этом модуле начато добавление в сервисе проверки элементов каталожных номеров. В работе диагноста или механика после проверки датчика или привода и его «приговора» на замену возникает необходимость найти каталожный номер детали (см. скриншот 3). Теперь такая информация доступна в модуле «Проверка элементов». Сейчас подобный набор функций реализован в марках Toyota, Lexus и Mazda. Мы работаем над расширением подобного набора и на другие автомобильные бренды.

АБС: А как обстоят дела с английской версией программы?

Сергей: Продолжается и работа по переводу MotorData на английский язык. Сейчас уже переведены модули «Коды неисправностей», «Электросхемы», «Pindata», «Проверка элементов», «Расположение элементов», «Монтажные блоки», «Разъемы элементов», «Заправочные емкости». Ведется работа по переводу модуля «Характерные неисправности».

Здесь нужно отметить следующее. Вся новая информация сначала будет появляться на русском языке, а лишь затем на английском. В этом отношении русскоязычные пользователи программы находятся в более выгодном положении.

Так коротко можно описать последние нововведения в программе по улучшению «юзабилити» программы. Помимо этого произведено несколько плановых ежемесячных обновлений и добавлена информация по китайским, корейским, японским и российским автомобилям. Для нас важен отклик от наших пользователей и поэтому мы ведем ветку на форуме сайта: www.autodata.ru, а также размещаем новости и опросы на нашей странице В Контакте.

Скриншот 5. Заправочные емкости и типы жидкостей
Скриншот 5. Заправочные емкости и типы жидкостей
Скриншот 6. Считывание/стирание кодов неисправностей
Скриншот 6. Считывание/стирание кодов неисправностей
Скриншот 7. Freeze Frame (Стоп-кадр)
Скриншот 7. Freeze Frame (Стоп-кадр)
Скриншот 8. Текущие данные (Data Stream)
Скриншот 8. Текущие данные (Data Stream)

АБС: А какие данные еще есть в программе?

Сергей: Помимо диагностической информации в программе представлены справочные данные по заправочным емкостям и типам технологических жидкостей. Это достаточно популярный модуль в программе, хотя он напрямую никак не связан с диагностикой. Данные по более чем 1000 моделей.

Также в MotorData есть отдельные модули, с помощью которых возможно производить начальную диагностику на автомобиле через диагностический разъем с использованием адаптера ELM327. Программа позволяет подключиться к блоку управления двигателем и считывать/стирать коды, выводить текущие данные в цифровой или графической форме, стоп-кадры, VIN номер автомобиля, версии блока и версии прошивки в режиме offline, т. е. без подключения к Интернету. Таким образом, программа-клиент с этими функциями ELM327 работает независимо от «материнской» диагностической онлайн-системы MotorData.

АБС: Можно немного поподробнее?

Сергей: Давайте поподробнее. Тогда начнем с наиболее интересного модуля: «Считывание/стирание кодов неисправностей». Этот модуль позволяет производить диагностику системы управления двигателем с минимальными затратами, а после ремонта погасить лампу «Check Engine». Для считывания кодов неисправностей необходимо, следуя инструкциям программы, подключиться к блоку управления, перейти в раздел: коды неисправностей, нажать кнопку DTC на нижней панели, а затем активировать кнопку «Считать». В случае наличия кодов неисправностей на дисплее будет выведен их список и расшифровка, а при их отсутствии высветится сообщение «Кодов неисправностей не обнаружено». Подобные функции будут полезны как диагносту, так и обычному авто­владельцу. Ситуации в дороге бывают разные. Особенно тогда, когда не всегда можно найти поблизости автосервис и вызвать эвакуатор. Ведь согласитесь – не каждый водитель при поездке за город возьмет с собой в дорогу дорогостоящий диагностический прибор. А вот положить в бардачок маленький приборчик ничего не стоит.

Скриншот 9. Текущие данные – выбор параметров «под себя»
Скриншот 9. Текущие данные – выбор параметров «под себя»
Скриншот 10. Текущие данные – табличное представление
Скриншот 10. Текущие данные – табличное представление
Скриншот 11. Текущие данные – графики
Скриншот 11. Текущие данные – графики
Скриншот 12. Информация об автомобиле
Скриншот 12. Информация об автомобиле

Приведу пример из личного опыта. В 200 км от Москвы на моем автомобиле Subaru Forester 2008 года при движении по трассе загорелись сразу несколько индикаторов на комбинации приборов (индикатор «Check Engine», индикатор системы поддержания скорости и индикатор системы стабилизации). Неисправность появилась при движении автомобиля на подъеме. У меня были варианты: искать ближайший сервис, чтобы можно было считать коды неисправностей и решить, можно ли с этими кодами неисправностей продолжить движение. Или считать коды самому и по итогам принять решение. Конечно, был еще вариант с эвакуатором, но он довольно накладный, да и тем, кто ехал со мной в машине, очень хотелось на природу, а не в автосервис. Так как я практически всегда с собой вожу ноутбук с установленной программой MotorData, то пошел по первому пути.

Так как ошибка возникла при движении в режиме поддержания скорости и загорелись сразу три индикатора, то возникло предположение, что с большой долей вероятности ошибка связана с системой управления дроссельной заслонкой, а она электронная. Считывание кодов неисправностей подтвердило мою версию происшедшего – да, неисправность связана именно с этой системой. Так как автомобиль перешел в аварийный режим, то я на малой скорости доехал до места путешествия, разгрузился и перешел к детальному решению проблемы.

Проверив состояние воздушного фильтра, снял впускной воздуховод, для того чтобы оценить состояние дроссельной заслонки. В устройстве нашел явные следы нагара. Далее отвернул болты крепления корпуса дроссельной заслонки, и картина стала очевидной. Необходимо было почистить дроссельную заслонку, что и было сделано при помощи спиртовой салфетки. После сборки стерты коды неисправностей. Тестовый запуск и поездка не выявили кодов неисправностей, и обратная поездка прошла без проблем. Главное, что дало считывание кодов, – не было критичных для «здоровья» двигателя и каталитического нейтрализатора неисправностей, и можно было продолжать самостоятельное движение к месту ремонта. После этого случая пробег составил уже более 30 тыс. км и коды неисправностей больше не появлялись.

Я не призываю всех автовладельцев заниматься ремонтом самостоятельно, это должны делать профессионалы, но если проблему можно решить самому, при условии, что у вас есть опыт, то ничего плохого в этом не вижу. К сожалению, скриншоты по этому случаю у меня не сохранились, так как в тот момент мысли были заняты другим – как можно скорее починить свой автомобиль. Зато сохранились скриншоты по другому случаю.

Автомобиль Toyota Estima 2003 года. Проблема проявлялась в работе нагревателя кислородного датчика (см. скриншот 6). Коды неисправностей были считаны программой MotorDataELM. Данный код возникает при фиксации блоком управления неисправности в цепи нагревателя кислородного датчика. Такая проб­лема может быть в проводке, в самом кислородном датчике, или в блоке управления. Так как проводка и блок управления исправны, то замена кислородного датчика решила проблему. Пробег на этом автомобиле уже приближается к 300 тыс. км и, скорее всего, второй кислородный датчик B2S1 также может скоро выйти из строя. Поэтому и его превентивно заменили вместе с B1S1.

Помимо считанных кодов неисправности в программе можно посмотреть данные «Стоп-кадра». В них содержатся параметры системы, при которых был зафиксирован код неисправности (см. скриншот 7). Эта информация может оказать помощь при анализе причин появления кода неисправности, а иногда она прямо указывает на неисправность.

Помимо этого имеется возможность считывания текущих данных (Data Stream) и выведения их в виде таблицы или графиков. Такой режим вывода информации полезен для одновременного контроля нескольких параметров для лучшей наглядности и анализа. Он позволяет пользователю выбрать необходимое количество параметров для отображения. Если в процессе считывания необходимо изменять количество выводимых параметров, то их можно добавить к выбранным ранее. Кроме вывода значений текущих параметров, выводится также информация о минимальном и максимальном значениях параметра при текущем измерении. Из показанного на скриншоте 8 примера следует, что текущий расход воздуха составляет 3,84 г/с, минимальное значение – 3,27 г/с, а максимальное – 8,21 г/с.

При диагностике не всегда необходимо считывать все параметры, которые может выдать блок управления. Наиболее эффективно выбрать только нужные (см. скриншот 9). В этом случае и скорость обновления данных будет выше, и не будут «мозолить глаза» значения, не относящиеся к данной неисправности. Причем сохраненный набор параметров можно использовать во всех трех вариантах данных (список, таблица, графический). Табличный вариант представлен на скриншоте 10, а графический – на скриншоте 11.

Графическое отображение информации – наиболее наглядный способ анализа параметров текущих данных в режиме реального времени в зависимости от управляющих воздействий. Например, от резкого повышения частоты вращения или «сброса» оборотов двигателя. Сервис предоставляет удобный для диагноста выбор параметров, позволяет менять масштаб отображения графиков, их взаимное расположение и цвета.

Информация об автомобиле – это следующий модуль программы.

С его помощью можно считывать идентификационную информацию автомобиля. Это данные о VIN номере автомобиля, версии блока управления и версии прошивки. Данная информация может быть полезна как для дополнительной проверки подлинности идентификационных номеров автомобиля, так и для целей диагностики. Например, некоторые неисправности производители предписывают устранять простым обновлением программного обеспечения или, наоборот, ошибки не могут быть надлежащим образом устранены без замены или перепрограммирования блока управления. Обратите внимание на то, что вывод этой информации зависит от того, поддерживается ли диагностируемым автомобилем данная функция.

Все эти модули работают в текущей версии программы для PC, причем версию для диагностики через ELM327 можно использовать совершенно бесплатно. Ее могут применять как диагносты, так и владельцы личных автомобилей. Готовится также версия программы MotorDataELM для Android, но об этом мы, вероятно, расскажем после выхода программы в свет.

  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены