Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«Кранты лямбда-зонду!»

«Кранты лямбда-зонду!»

На протяжении многолетней работы в нашем небольшом сервисе, в Ростове-на-Дону, мы много раз убеждались, что попытки экономии на качественных материалах и компонентах могут дорого обойтись владельцу автомобиля. Интересный и поучительный случай произошел недавно с хозяином Toyota Camry, который обратился к нам со стандартной просьбой о замене неисправного датчика кислорода. При этом отказался от диагностики и передал приемщику для установки на автомобиль новый датчик в оригинальной упаковке. А с чего все начиналось и чем закончилось – читайте ниже.

По словам собственника авто, все началось с того, что во время движения по трассе, на приборной панели неожиданно включился индикатор «Check Engine». Позже автовладелец обратил внимание и на повышенный расход топлива. Других изменений в работе двигателя клиент не заметил, но и продолжать движение на явно неисправном автомобиле он посчитал опасным.

Проезжая мимо очередного автосервиса, хозяин наконец решил заехать на территорию предприятия. Местный диагност, подключив сканер, что-то где-то поколдовал и сообщил: «Кранты лямбда зонду! Тысяч на девять потянет!».

Подобная перспектива весьма расстроила хозяина автомобиля. Он явно не рассчитывал на такие деньги. Поэтому отказался от немедленной замены детали по означенной цене и решил в Интернете поискать датчик подешевле. Чтобы узнать, какой нужен образец, он попросил мастеров демонтировать компонент и, списав с него маркировку, посвятил поиску «недорогого» датчика пару вечеров после работы. Поиск в Интернете он производил, «забивая» в заказ маркировку датчика, демонтированного с собственного автомобиля.

Наконец удача улыбнулась ему и он нашел оригинальный образец по стоимости, которая его устроила. У автовладельца нам так и не удалось выяснить, по какой цене приобретался этот датчик. Единственное, что мы узнали – что деталь была найдена в одном из известных интернет-магазинов. Упаковка датчика и его маркировка полностью соответствовали оригиналу. На наклейке была хорошо видна аббревиатура ЕАС, это означает, что деталь прошла сертификацию для Таможенного союза.

По неизвестным причинам, клиент приехал поменять датчик в наш сервис. Мы провели свою работу достаточно быстро и предложили провести диагностику после замены. Но клиент от всего отказался и после замены датчика уехал. Однако примерно через 20 минут мы увидели его снова – автомобиль вернулся, так как, по словам клиента, мотор стал дергаться и перестал развивать мощность сразу после того, как он выехал за ворота нашего предприятия после замены датчика.

На этот раз нам пришлось делать диагностику уже бесплатно, потому что клиент настаивал на том, что мы должны гарантировать качество своей работы. Мы, конечно, не стали возражать и незамедлительно приступили к работе. Для работы с автомобилями японского рынка хорошо подходит сканер G-scan2. В присутствии разгневанного клиента мы не хотели ударить в грязь лицом, и поэтому всю дальнейшую диагностику проводили именно этим сканером.

Диагностический разъем в таких автомобилях находится в стандартном месте, в салоне, как показано на фото.

Подключаемся к автомобилю.

Перво-наперво проверяем наличие кодов самодиагностики.

Удивительно! Коды самодиагностики отсутствуют. Лампочка на инструментальной панели, кстати, тоже не горит. А проблемы, которые не сопровождаются кодами ошибок, гораздо сложнее для выявления и часто требуют наличия специального оборудования, поскольку могут быть связаны с механическими неисправностями.

Тогда мы решили зайти в раздел «Текущие параметры» и проанализировать их.

Заходим в меню Data Analysis – «Текущие данные».

Выбираем в параметрах сигнал датчика кислорода в графическом виде.

На данной модели используется широкополосный датчик кислорода A/F sensor. На этих неновых автомобилях блок управления выводит не сигнал тока, а сигнал напряжения; в режиме холостого хода прогретого двигателя выходной сигнал этого датчика для поддержания стехиометрической смеси должен изменяться около 3,3 В. Но в нашем случае изменение сигнала датчика значительно больше. Диапазон работы от 2,66 до 3,18 В. Это приводит к излишнему обогащению и обеднению топливовоздушной смеси. Симптомы работы двигателя с таким датчиком – это неустойчивость и дерганье при движении и на разгонах. Заметьте, что сигнал этого датчика соответствует сигналу обычного циркониевого датчика.

При более детальном рассмотрении полученного выходного сигнала и визуального осмотра датчика выявились некоторые интересные нюансы.

Два из четырех контактов датчика должны быть позолочены. Мы регулярно меняем «кислородники» на таких автомобилях и всегда контакты были желтого цвета. И это на самом деле золотое напыление для предотвращения окисления контактов. В нашем случае золотое напыление отсутствует, а качество провода не соответствует оригиналу. На ощупь он более жесткий. Но это можно оценить, только подержав в руках провод оригинального датчика.

К нашей удаче, на складе нашелся оригинальный датчик, который мы сравнили визуально и решили установить его на машину клиента. Стоимость этого датчика составляла 9500 руб. Клиент с такой ценой не соглашался. Он реально не верил, что ему вместо оригинальной детали продали некачественный контрафакт. Только после продолжительного заезда нам удалось убедить его, что проблема именно в контрафактной детали. После установки нового датчика получаем следующий график:

Это соответствует работе обычного A/F sensor.

Мы дали официальное заключение о том, что характеристики датчика не соответствуют маркировке на упаковке. Сложно сказать, кто подвел покупателя – нерадивый поставщик, интернет-продавец или ошибка работников склада. Мы не стали выяснять причину. Клиент уехал с благодарностью, и мы надеемся, что ему удалось вернуть свои деньги. А для себя мы поняли, что нужно очень тщательно проверять даже те запчасти, которые выглядят с первого взгляда как абсолютный «оригинал».

Олег Филонов, преподаватель учебного центра «Пихтин-Авто», Ростов-на-Дону

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены