Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«Ванкель» для привода генератора гибридных автомобилей

«Ванкель» для привода генератора гибридных автомобилей

Компания Mazda, имеющая многолетний опыт разработок и производства роторных двигателей, представила прототип очередного «ванкеля», предназначенного для привода генератора гибридных автомобилей.

Расширение применения современных электромобилей в значительной мере сдерживается недостаточным запасом хода таких транспортных средств. Решению этой проблемы способствует развитие последовательных гибридных систем, в которых используются экономичные малоразмерные двигатели внутреннего сгорания для привода, подзаряжающего батарею генератора.

Концептуальный зарядный модуль установлен на электромобиле Mazda 2, передние колеса которого приводятся электродвигателем мощностью 75 кВт. Электроэнергия размещенной под полом литий-ионной батареи обеспечивает пробег до 200 км. При установке нового модуля с бензобаком емкостью всего 10 л запас хода удваивается.

Передние колеса этой Mazda 2 приводятся электродвигателем мощностью 75 кВт
Передние колеса этой Mazda 2 приводятся электродвигателем мощностью 75 кВт

Однороторный двигатель рабочим объемом 330 см3 и мощностью 22 кВт (29,5 л.с.) при 4500 об/мин или 28 кВт (37 л.с.) при 6000 об/мин сблокирован с генератором. Ременный привод повышает частоту вращения вала генератора, увеличивая его эффективность. Малые габаритные размеры модуля позволяют разместить его под полом багажного отделения.

Блок привода генератора,
выставочный макет
Блок привода генератора, выставочный макет

Работая в стационарном режиме, двигатель Ванкеля отличается от аналогичного поршневого повышенной эффективностью, малыми габаритными размерами, возможностью использования различных видов топлива. Так, уровень шума на расстоянии 50 см при частоте вращения вала 3000 об/мин и развиваемой мощности 25 кВт составляет 87 ДБ (А). Аналогичный показатель для обычного двигателя – 92 ДБ. Специалисты компании утверждают, что в отличие от автомобиля Chevrolet Volt с последовательным гибридным приводом, водитель электромобиля Mazda 2 практически не заметит шума работы модуля генератора.

Созданием подобных двигателей с малыми габаритными размерами и высокими экономическими и экологическими показателями занимаются и другие автопроизводители и исследовательские организации. В частности, корпорация GM на седане Chevrolet Volt применяет малогабаритный бензиновый поршневой двигатель. Среди нетрадиционных разработок в этой области можно отметить ударно-волновой (газотурбинный) двигатель, создаваемый группой специалистов Университета штата Мичиган специально для привода генератора в гибридах. Прототип такого двигателя имеет массу, на 30% меньшую, чем у традиционного ДВС, обеспечивая запас хода электромобиля около 800 км.

Руководство компании Mazda не раскрывает конкретных сроков возможной реализации проекта, но отмечает, что в современных условиях производство роторных двигателей может быть рентабельно при выпуске не менее 100 тыс. штук в год. Инженеры компании продолжают работать над совершенствованием конструкции и технологии изготовления нового модуля.

  • Александр Трикоз

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены