Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Точки роста

Точки роста

Развлекательные системы, биометрический контроль доступа, мониторы в салоне прочно вошли в список оборудования, с которым ежедневно приходится работать сотрудникам западных автосервисов наряду с крыльями, бамперами и решетками радиаторов. Гаджеты, устанавливаемые на многие модели автомобилей в качестве стандартного оборудования, повысили стоимость ремонта и страхового полиса для современных авто.

В декабре 2015 года специализирующаяся на страховании и финансовых услугах компания Mann Educators Corp. уведомила о том, что данная тенденция приводит к увеличению суммарных заявленных убытков, связанных с ДТП, а также ведет к снижению прибыли страховщиков. Такой тренд прослеживался на протяжении с июля по сентябрь по сравнению с аналогичным показателем 2014 года.

Схожую картину на рынке отметили и в CCC Information Services, исследовательской компании, работающей с ведущими страховщиками и автосервисами. По ее данным, стоимость ремонта транспортных средств начала увеличиваться быстрее инфляции еще в 2012 году. В 2014 году рост составил, к примеру, 3,4%. Ключевым фактором была стоимость замены высокотехнологичных узлов.

«Новых технологий в машинах применяется все больше, – объяснил изданию «SJR» высокопоставленный представитель Ho­ra­ce Mann Аллан Робинсон. – Благодаря интересу потребителей многие опции стали базовыми. В автомобилях появилось больше систем безопасности, соответственно при производстве транспортных средств используется все больше деталей. Сначала машины оснащались одной подушкой безопасности, потом двумя, а теперь уже четырьмя».

Протолкнули технологии

Свою лепту в рост элементов систем безопасности в автомобилях вносят и регулирующие органы. Согласно новым правилам, одобренным Национальным управлением по безопасности движения автотранспорта США (NHTSA) в 2014 году новые транспортные средства весом до 4,5 т обязали к 2018 году оснащаться камерами заднего вида.

На экран должна передаваться картинка, обеспечивающая обзор площади позади автомобиля размером приблизительно 3 × 9 м. Решение было принято после ряда ДТП, в которых пострадали дети. В результате, по оценке властей, стоимость нового автомобиля вырастет на 132–142 долл.

Хотя до полноценного внедрения беспилотных автомобилей остаются еще годы, элементы и различные системы чудо-машин перекочевывают на сегодняшние новинки. В качестве примера можно привести автомобили Volvo с адаптивным круиз контролем. Функция позволяет водителю установить скорость и интервал по времени до машины впереди. Если радиолокационный детектор обнаруживает впереди автомобиль, двигающийся с более низкой скоростью, скорость автоматически соизмеряется с этим значением. Когда дорога вновь свободна, автомобиль возвращается к выбранной ранее скорости.

Автопилот взвинтит сумму ремонта
Автопилот взвинтит сумму ремонта

Если адаптивный круиз-контроль отключен или установлен в положение ожидания и автомобиль приближается слишком близко к впередиидущей машине, водитель предупреждается об этом с помощью функции дистанция сближения.

Вышли из рецессии

Согласно данным CCC Information Services, частота обращений в страховые компании и объем ущерба от ДТП начали расти в 2014 году. Этому предшествовали несколько лет, за которые данные показатели находились на относительно неизменном уровне. На этом фоне американцы стали больше проводить времени за рулем. Средний пробег автомобиля достиг значений, наблюдавшихся до рецессии. Во многом это обусловлено падением цен на топливо.

Кроме того, на дорогах стало больше новых машин. В 2015 году автопроизводители заявили о рекордных продажах, которые составили 17,5 млн транспортных средств. Участники рынка наблюдают новую тенденцию – машины обходятся все дороже, указали в нью-йоркской компании Insurance Information Institute. По данным фирмы Kelly Blue Book, отслеживающей цены на машины, средняя стоимость нового транспортного средства составила в августе 2015 года 33 543 долл. Год назад этот показатель был на 1100 долл. меньше.

Автомобилей становится все больше, а сами машины – все дороже
Автомобилей становится все больше, а сами машины – все дороже

Автомобили прибавляют в цене не только из-за спроса на высокие технологии, отметили эксперты. Компании знают, что продажам способствуют различные системы безопасности. Именно поэтому производители не скупятся на ТВ-рекламу, где показываются многочисленные краш-тесты. Потребителей стремятся убедить, что новые транспортные средства могут отлично защитить владельца машины в случае аварии.

Правда, большое количество вспомогательных систем имеет и свои минусы, отметили эксперты в области безопасности. Прежде всего водители становятся менее собранными. Различные помощники, такие как автоматический парковщик или система предотвращения столкновений, слишком расслабляют хозяев авто.

Некоторые страховые компании наблюдали похожую тенденцию в авиации – тогда было замечено, что излишнее доверие высоким технологиям привело к утрате пилотами летных навыков.

Ключевой фактор

Сейчас, по свидетельству Horace Mann, технологии стали ключевым фактором для страховщиков при расчете стоимости полиса, суммы покрытия и рисков. Технологии же позволяют в реальном времени отслеживать положение дел с выплатами и стоимостью ремонта.

Цена ремонта растет в том числе из-за новых инструментов и оборудования, необходимого для работы с современным автомобилем. Владельцы американских автосервисов отмечают, что в нынешнее время ноутбук стал таким же обыденным инструментом, как и набор ключей.

Автопроизводители не скупятся на рекламу систем безопасности
Автопроизводители не скупятся на рекламу систем безопасности

Значительная часть машин оборудована портом OBD, к которому подключают ноутбук или сканер. Оборудование становится все более специализированным, помимо прочего возросшее количество различных помощников в транспортных средствах требуют от владельцев авторемонтных мастерских постоянно отправлять сотрудников на курсы повышения квалификации, что также сказывается на стоимости работ для клиента.

«В машинах появилось огромное количество новых устройств, связанных с компьютерными системами, – объяснили в сервисном центре Zara’s Collision Center. – Сейчас в автомобили устанавливаются системы, которые иногда требуют перезагрузки или повторной калибровки».

Отработавший материал

Ветераны авторемонта подметили еще одну тенденцию. Если раньше большинство узлов можно было отремонтировать, то сегодняшние парктроники, навигационные приборы, бортовые компьютеры и другие цифровые устройства при выходе из строя не ремонтируются, а заменяются на новые.

Этот факт также ведет к удорожанию работ в мастерской в целом. «Куда ни взгляни – повсюду датчики, – отметил профессор автомобильных технологий колледжа Lincoln Land Community Дик Роджерс. – Сенсоры размещают впереди автомобиля, на бортах, в заднем бампере. Датчики в конечном итоге по большей части повреждаются. Большинство мастерских не станут чинить их, а просто заменят, даже если есть небольшое подозрение на некорректную работу устройств».

Гаджеты повысили стоимость ремонта и страхового полиса
Гаджеты повысили стоимость ремонта и страхового полиса

По словам Роджерса, со временем количество изменений в практике ремонта будет только нарастать. Он также отметил, что сложные диагностические устройства и программное обеспечение уже стали обыденностью для сервисменов. «Вообще, современный автомобиль – это смартфон на колесах, – отметил профессор. – Теперь все обсуждают автономные транспортные средства. Когда они станут частью жизни, стоимость ремонтных услуг станет астрономической».

В поисках работы

В связи с этим интересно посмотреть на перспективы механиков найти работу. Согласно прогнозу Бюро трудовой статистики при Министерстве труда, количество занятых в обслуживании автомобилей техников и механиков увеличится на 5% в период с 2014 по 2024 год.

В ведомстве считают, что автопарк страны продолжит расти, соответственно рынку потребуется большее количество механиков с небольшим опытом работы для проведения базовых операций с машинами: замена колодок или технологических жидкостей. В то же время специалисты Бюро указывают на то, что новые технологии, включая распространение электротранспорта, в будущем может ограничить спрос на сервисменов. Ведь автомобили станут более надежными и будут требовать меньше обслуживания.

С учетом свидетельств некоторых работодателей, говорящих о трудностях с поиском специалистов, обладающих нужными навыками и уровнем образования, таких экспертов ждет безоблачное будущее. К ним относятся сотрудники, повысившие свой уровень квалификации благодаря огромному опыту либо с помощью прохождения дополнительных курсов.

Камеру заднего вида получат все легковые авто в США
Камеру заднего вида получат все легковые авто в США

Тех же, кто не обладает достаточной квалификацией или не имеет сертификатов соответствия от отраслевых организаций, ждет высокая конкуренция на рынке труда. Под удар попадают прежде всего сотрудники, только начинающие карьеру автомеханика. Основными работодателями будут дилерские центры и независимые мастерские.

Лакомые куски

Представитель отраслевой исследовательской организации IHS Automotive Марк Сенг считает, что наиболее доходные виды ремонта при постгарантийном обслуживании меняются на фоне продолжающегося старения автопарка страны. В 2002 году средний возраст машины в США составлял 9,2 года. С этого момента значение росло на фоне развития технологий.

За время рецессии старение автопарка в основном было обусловлено падением продаж новых транспортных средств почти на 40%. В прошлом году, согласно прогнозам, средний возраст автомобиля должен был достигнуть 11,5 лет.

Теперь ситуация меняется: к 2020 году число машин возрастом до пяти лет увеличится почти на четверть. Напротив, автомобилей возрастом 6–11 лет станет меньше на 11% – в 2008–2010 годах машин покупали не так много из-за спада в экономике. Между тем такие транспортные средства и станут лакомым куском для сервисов, они потребуют больше всего ремонта.

Еще одна категория, которая должна обес­печить работой мастерские, это автомобили, купленные 12 лет назад и раньше. Их в указанный период времени должно стать на 15% больше. При этом число автомобилей старше 16 лет также возрастет. Если в 2002 году таковых насчитывалось 35 млн, то к 2020 году – уже 57 млн. Треть этого автопарка будет представлена импортными моделями.

«Наш перспективный сегмент отнюдь не сокращается, – заявил Сенг. – Думаю, нам надо подходить к нему по-другому. Нужно зарабатывать больше и больше на старых автомобилях. По мне, так данная тенденция является позитивной для всего автомобильного афтемаркета».

Мегатенденции

Что касается, последних трендов в автомобилестроении, то Сенг отметил тягу производителей к мегаплатформам. В конечном счете автостроительные компании будут располагать меньшим количеством платформ, но большим количеством моделей, собранных на одной базе. Для ремонтников это значит, что большее количество транспортных средств станут использовать одни и те же запчасти. Если в 2013 году 38% всех произведенных автомобилей были построены на глобальных платформах, то через 10 лет этот показатель увеличится до 55%.

Многие опции, такие как ESP, стали базовыми
Многие опции, такие как ESP, стали базовыми

Технологии производства автомобилей усложняются на всех направлениях. Производители оригинального оборудования стараются улучшить показатели экономии топлива во многом из-за желания регулирующих органов понизить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Компаниям в результате приходится разрабатывать технологии, предусматривающие деактивацию цилиндров, отключение полного привода при определенных условиях, возможность установки систем «старт/стоп», а также КПП с большим количеством скоростей для снижения расхода топлива.

По свидетельству представителя IHS Automotive, к наиболее перспективным решениям с точки зрения затрат относятся системы «старт/стоп» и прямой впрыск в бензиновых двигателях. Именно в эту область охотнее всего вкладываются производители.

Поэтому к 2021 году, прогнозирует Сенг, системой «старт/стоп» будет оборудована половина транспортных средств во всем мире, а технологии прямого впрыска станет обычной практикой почти для 70% машин.

Кроме того, к 2022 году около 73% машин получат возможность выхода в Интернет. «Необходимо помочь сохранить потребительский контроль за бортовым программным обес­печением и данными, – указал Сенг. – Так что всем участникам рынка постгарантийного обслуживания необходимо не только принять информацию к сведению, но и активно участвовать в процессе».

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены