Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Наука помогает экономить

Наука помогает экономить

То, что предлагает компания POLARIS Laboratories®, вызывает большой интерес у специалистов: всего лишь по небольшой (около половины стакана) пробе моторного масла очень быстро и с высокой достоверностью можно найти ответы на широкий круг вопросов. Например, какие у этого двигателя проблемы, и что конкретно в нем скоро может выйти из строя. И более того – что сделать, чтобы дальнейшая эксплуатация двигателя была безопасной и эффективной.

Можно узнать многое…

Гурам Немсадзе — генеральный директор  POLARIS Laboratories Russia®
Гурам Немсадзе — генеральный директор POLARIS Laboratories Russia®

«На самом деле, в этом нет ничего удивительного, – говорит генеральный директор POLARIS Laboratories Russia® Гурам Немсадзе. – Ведь никого не удивляет, например, что по анализу крови врач может определить болезнь и порекомендовать путь лечения».

Моторное масло – это своеобразная «кровь» двигателя. Кстати, для справки: серьезные исследования свойств крови и свойств моторных масел начались примерно в одно время – в XIX веке. И если продолжать эту «медицинскую» аналогию, анализ при регулярном отборе проб может выявить очень многое.

Что именно? В частности, мы можем определить проблемы двигателя еще на стадии их зарождения. И как следствие – вести корректировку графика техобслуживания, направленную на снижение вероятности аварийных отказов и простоя.

Более того, по анализу масла можно определить причины нештатного режима работы техники и в случае необходимости принять решения по экстренным мероприятиям, в частности, ремонту. Но возможно и обратное: например, продление срока службы оборудования и интервалов замены ГСМ.

Экономика

На вопрос: а зачем вообще нужна такая лабораторная диагностика, существует простой ответ – это очень выгодно.

Например, стоимость капитального ремонта больших дизелей и уникальной техники очень высока. Капремонт VOLVO (модель D13) обойдется авто­владельцу в 1350000 руб., CUMMINS (модель KTA-50) – 2657762 руб., MTU (модель 20V4000) – 12400000 руб.

А стоимость испытания одной пробы моторного масла – от 1500 до 3000 рублей.

На этом приборе определяется химический состав масла с помощью спектрального анализа 
методом индуктивно связанной плазмы
На этом приборе определяется химический состав масла с помощью спектрального анализа методом индуктивно связанной плазмы

Как все это устроено?

Компания POLARIS Laboratories® создана группой специалистов, чей опыт и профессионализм в области диагностики оборудования и рабочих жидкостей позволили открыть сеть профильных лабораторий.

Сегодня их сеть охватывают практически весь мир. Первая лаборатория была открыта в 1999 году в США, в Индианаполисе (сейчас это штаб-квартира компании). Потом появились лаборатории в американских городах Хьюстон, Солт-Лейк-Сити, Атланта, в канадском Эдмонтоне, в Гватемале. И в прошлом году была открыта лаборатория в России, в Москве.

А из тех регионов планеты, где нет лабораторий компании, образцы пересылаются в ближайшие к ним по почте.

Благодаря Интернету, все лаборатории связаны между собой. И данные, полученные в любой из них, попадают в штаб-квартиру, где работают группы аналитиков и ученых. Кроме того, в компании накоплена большая аналитическая база по моторным маслам различных производителей, конструктивным особенностям и техническим характеристикам двигателей. И что важно – эта база регулярно обновляется с учетом появления новых двигателей, моторных масел и требований к ним. Все это снижает время на проведение исследований и повышает качество результатов и рекомендаций, выдаваемых клиентам.

Что показывают анализы?

Анализ масла, прежде всего, выявляет его опасные загрязнители. Например, топливо, накопление которого около 5% значительно снижает толщину масляной пленки, интенсифицирует износ, что приводит к аварийному состоянию двигателя и необходимости его ремонта.

Другим опасным загрязнителем является сажа: её накопление может быть связано с нарушением режима горения, проникновением газов из камеры сгорания, длительным режимом холостого хода и частым изменением режима нагрузки двигателя. Сажа снижает прокачиваемость масла, участвует в образовании отложений. А накопление сажи в масле до 6% и более может привести к серьезному износу.

Руководитель лаборатории Сергей Смирнов определяет уровень загрязнения образца 
кремнием
Руководитель лаборатории Сергей Смирнов определяет уровень загрязнения образца кремнием

Среди опасных загрязнителей немалую роль играет охлаждающая жидкость. Она обычно попадает в двигатель через повреждённые головки и блок цилиндров, их прокладки, помпу или маслоохладитель.

Индикаторами загрязнения охлаждающей жидкостью выступают калий, натрий, молибден, бор. Попадание антифриза в моторное масло приводит к критическим последствиям: интенсивному старению масла, загустеванию (гелированию) и как следствие, его непоступлению (особенно при пуске) к парам трения и провороту вкладышей.

Содержание кремния больше 20 ppm указывает на наличие угрозы абразивного износа, а превышение концентрации 60 ppm может сопровождаться стремительным и катастрофическим износом всех деталей двигателя.

Существуют и другие показатели, указывающие на загрязнение масла.

Оксидирование, например, указывает на общий уровень старения масла, обусловленный процессами окисления. Это вызвано образованием и попаданием в масло кислот и, как следствие, ведет к снижению функциональных свойств присадок, росту вязкости масла. В свою очередь, это является причиной образования отложений на деталях ДВС, прежде всего на поршнях, что при длительной работе вызывает залегание колец. А последнее приводит к задиру цилиндров и необходимости серьезного ремонта.

Нитрование связано с образованием оксидов азота, при попадании которых в картер образуются сильные кислоты, вызывающие интенсивное старение масла. Особенно это актуально для газовых ДВС.

А существенная разница между значениями оксидирования и нитрования указывает на проблемы в соотношении воздуха и топлива в смеси.

Разжижение топливом, сажа, охлаждающая жидкость, пыль, продукты деструкции масла и нитрования, твердые частицы, низкое качество масла и топлива могут провоцировать различные виды износа.

О наличии износа и его тяжести можно судить по изменению концентрации металлов (химических элементов) в моторном масле:

– олово и свинец – индикаторы износа вкладышей подшипника;

– медь – индикатор значительного износа подшипника;

– железо, хром и алюминий – индикаторы износа в цилиндро-поршневой группе;

– хром – индикатор повреждения компрессионных колец, в том числе при накоплении топливной сажи.

– никель – повреждение покрытий клапанов и сплавов вала.

Понятно, что это только незначительная часть всех анализов, которые проводятся в лаборатории. Но главное в работе не количество анализов, а предупреждение выхода техники из строя.

Профилактика

Срок службы масел определяется только автопроизводителями, которые издают технические бюллетени, регламентирующие применение масел и предельные показатели по содержанию в них загрязняющих примесей. Превышение нормативов может привести к выходу техники из строя.

Однако предельные показатели масла – это практически неизбежный выход из строя отдельных узлов двигателя. Поэтому и необходимы регулярные (причем независимые) анализы состояния масла с последующей их интерпретацией.

POLARIS Laboratories® как раз и создана как компания, которая может провести независимую диагностику и правильную интерпретацию ее результатов. Кроме того, в лаборатории оценивают угрозы двигателю по пяти степеням опасности (в других лабораториях – обычно по трем). И это позволяет на ранних стадиях установить причины проблем и дать рекомендации по техническому обслуживанию агрегата.

В результате у клиента лаборатории, например, директора автохозяйства, есть возможность провести превентивную диагностику. И обеспечить выход максимального количества техники на линию, сэкономив средства на капитальном ремонте.

Информационная система HORIZON® позволяет узнать практически все о двигателе и его эксплуатации.
Информационная система HORIZON® позволяет узнать практически все о двигателе и его эксплуатации.

Отчетность

Но мало сделать анализы и правильно интерпретировать их результаты. Надо эти результаты довести до заказчика в таком виде, чтобы он мог ими воспользоваться.

Поэтому для упрощения передачи отчетов и возможности получения краткой информации разработана специальная информационная система HORIZON® , кстати, не имеющая аналогов в России. Она позволяет очень многое. В частности:

– обратить внимание на высокие уровни опасности;

– получать понятные, краткие рекомендации и комментарии;

– получать информацию о возможных источниках загрязнения и износа;

– сравнивать результаты текущего анализа с исходными данными;

– отображать неограниченное количество образцов и хронологию их результатов;

– получать информацию о методах испытаний;

– создавать сообщения/комментарии и направлять их другим пользователям;

– создавать документы для технического персонала, содержащие рекомендации аналитиков для осуществления необходимых действий при техническом обслуживании.

И, пожалуй, самое интересное, позволяет подсчитать экономическую выгоду от проведения программы испытаний.

В заключение

Естественно, возможности POLARIS Laboratories® не исчерпываются приведенными выше примерами. На описание всех услуг не хватит одной статьи. Но одно известно точно: современное аналитическое оборудование, новейшие технологии и высококвалифицированный опытный персонал позволяют делать такое, о чем еще десять лет назад автомобилисты просто не слышали, – экономить средства за счет науки.

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены