Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Лучше или дешевле?

Лучше или дешевле?

Когда коммерческий директор крупного завода объявляет тендер на поставку материалов для своего предприятия, он хочет сэкономить. Это понятно. Но если при этом он пишет потенциальному партнеру: «Предложите мне инновационное решение, и обязательно дешевле, чем в предыдущем договоре», понять его становится труднее.

Во-первых, в условиях непрерывного роста цен на сырье, энергию, складское хозяйство и транспортные услуги высокотехнологичный продукт не может дешеветь – только наоборот. Ведь его тоже нужно произвести и доставить. Во-вторых, заказчик требует инновацию, т.е. качественно иное решение. Более совершенное и современное. Может ли оно в принципе быть дешевле традиционной технологии?

Нам поможет простой и наглядный пример: автомобиль. Можно ездить на классических «жигулях», которые, кстати, выпускаются до сих пор. За свою цену это нормальная, в общем-то, машина. А можно – на компактной иномарке класса B или С, где есть и ABS, и климат-контроль, и каталитический нейтрализатор, и навигация, и много чего еще. Но деньги тут, извините, немного другие. Хотя и то, и другое – автомобиль.

А теперь перейдем к сервисным технологиям. А именно, к защите от шума и вибрации. Что и говорить, услуга востребованная. Ведь как ни совершенен современный автомобиль, шум преследует водителя и пассажиров всегда и везде. Просто на дорогих машинах он менее ощутим, чем на бюджетных. Сделайте мне тише, просит автовладелец. Что может предложить сервисная станция?

В основе матов для уклейки — битум
В основе матов для уклейки — битум

Здесь тоже есть, образно говоря, свои «жигули» и «иномарки». То есть традиционные и новые (и даже инновационные) технологии. К первым относится уклейка салона, багажника и моторного отсека особыми матами. Ко вторым – напыление специальных шумопоглощающих мастик.

Давайте разберемся, что же предпочтительнее. Начнем с подготовки салона. И в том, и в другом случае он подлежит разборке – полной или частичной, все зависит от конкретного заказа и, соответственно, числа защищаемых панелей. И при уклейке, и при напылении поверхности надо готовить, обезжиривать – иначе не будет надежной адгезии клея или мастики. Напыление требует дополнительной маскировки, в частности, панели приборов, но доля этих работ в общей подготовке салона сравнительно невелика.

А дальше начинаются «изюминки». В случае с матами защитный эффект в полной мере проявляется лишь при точном воспроизведении формы поверхности, ее кривизны, всех выступов и впадин. Маты должны плотно прилегать к панели, «пузыри» и свободно висящие лоскуты – деньги на ветер, напрасно потраченное время. Уклейка требует немалых дополнительных усилий при вырезании и подгонке наклеиваемых фрагментов. В то время как напыляемая пленка повторяет все нюансы защищаемой поверхности автоматически.

Теперь о сборке салона. Не забывайте – самые лучшие типы матов толстые, объемные. Поэтому после уклейки демонтированные внутренние панели не всегда встают на свои места. Приходится возиться, подгонять их, прижимать. А с напыляемой мастикой таких проб­лем не возникает. Кроме того, уклейка существенно утяжеляет автомобиль, а распыляемая мастика – нет.

Ну хорошо, а результат? В каком случае достигается лучший эффект – при уклейке или напылении? Опыт показывает, что при напылении. Здесь можно сослаться на эксперименты шведских ученых, тесты АВТОВАЗа и совместные испытания специалистов физфака МГУ им. М.В. Ломоносова и редакции «АБС-авто» (см. № 3/2012, с. 18–21).

Кроме того, современные напыляемые мастики содержат ингибиторы коррозии, обес­печивая еще один вид защиты – антикоррозионный. Маты такой способностью не обладают. Скажем больше: вследствие своей толщины и объема они могут ухудшать вентиляцию кузовных панелей. А еще – способствовать образованию конденсата на стоянках. Напыляемая пленка этими недостатками не страдает.

Но и это еще не все. Вспомним о мировых тенденциях автомобилестроения. Львиная доля усилий конструкторов и технологов направлена на повышение экологичности автомобиля. Снижение токсичности отработавших газов, уменьшение выбросов углекислого газа, применение безвредных конструкционных пластиков и лакокрасочных материалов на водной основе – список этот обширен. Укладывается ли в него маты для уклейки? Мы считаем, что нет, поскольку они имеют в своей основе битум (см. фото). Судите сами: когда битумными материалами покрывают наружные поверхности кузова, это не страшно. В конце концов, мы ездим по асфальту, в состав которого входит битум. Живем в домах с битумной кровлей и системой гидроизоляции.

Но битумные материалы внутри автомобиля, непосредственно в салоне – это уже перебор. Особенно, если вспомнить, что в основе такой защиты продукты перегонки нефти, мазут... Извините, но с понятием «экологичный автомобиль» это никак не вяжется. Кроме того, маты имеют клеевой слой, тоже не прибавляющий салону экологичности.

А что напыляемые противошумные мастики? Насколько экологичны они? Эти препараты прошли свой эволюционный путь развития. Широко применялись, да и сейчас применяются битумные препараты, содержащие органический растворитель. В угоду экологическим требованиям он сегодня более мягкий, чем ранее. Примеры – напыляемая противошумная мастика Mercasol Sound Stop, «жидкие подкрылки» (с эффектом шумоизоляции) и др.

Но эти материалы уже не являются венцом творения. В настоящее время сервисам доступны антикоррозионные препараты, не содержащие растворителя (solvent free), а также мастики на водной основе – в том числе и шумопоглощающие. И те, и другие полностью идентичны применяемым на сборочных конвейерах.

Пример современного препарата для защиты от шума – Noxudol 3100, выпускаемый фирмой Auson AB. Наносимый методом распыления, он совершенно безвреден для окружающей среды при обработке автомобиля и безопасен для водителя и пассажиров в процессе дальнейшей эксплуатации. Может применяться как снаружи кузова (днище, арки), так и внутри салона.

Для удобства мы свели некоторые сравнительные показатели матов и напыляемой мастики в компактную таблицу. Вот и решайте, что лучше: клеить или напылять? И помните бессмертную сказку Александра Сергеевича. Все же Балда был совсем не балда, когда советовал не гоняться за дешевизной...

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены