Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические вопросы авторынка. Часть 11. Импортер и потребитель – взаимные права и обязанности

Юридические вопросы  авторынка. Часть 11. Импортер и потребитель –  взаимные права и обязанности

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

В прошлый раз заканчивали разговор словами: «Правоприменительная практика (хотя и не в большом количестве) по этому вопросу является подтверждением того, что выработанная мною позиция имеет право на существование».

Теперь продолжим.

Сроки предъявления требований к импортеру

Потребитель вправе предъявить предусмотренные Законом требования к импортеру в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить импортеру требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить импортеру требования о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Также вместо предъявления этих требований у потребителя появляется альтернативное право возвратить автомобиль импортеру и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Предъявление требования к импортеру о ремонте автомобиля

Если при предъявлении потребителем импортеру требования о ремонте срок устранения недостатков товара не был определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены импортером (как и в случае с другими субъектами ответственности) незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

По общему правилу в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара импортер обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара; о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара; о дате устранения недостатков товара с их описанием; об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующие изделия или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором. А гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Предъявление требования к импортеру о замене автомобиля и иные требования. Ответственность за просрочку исполнения требований

По требованию о замене автомобиля в отношении импортера действуют те же правила, что и для остальных субъектов ответственности. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене импортер обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара импортером – в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.

Если у импортера в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у импортера необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, т.е. на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежат удовлетворению импортером в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных нормами Закона сроков удовлетворения требований потребителя импортер, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. В данном случае важно понимать, что такая норма Закона носит персонифицированный характер. За нарушение тех требований, которые были обращены к импортеру и которые в силу Закона импортер должен исполнить, последний может нести ответственность.

Однако в большом числе случаев суды возлагают ответственность в виде неустойки за нарушение прав потребителя (например, срока устранения недостатка в автомобиле) на импортера. Это совершенно не допустимая, на мой взгляд, позиция, поскольку нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара может иметь место только со стороны конкретного лица, к которому потребитель обращался за их устранением, и только на это лицо могут распространяться последствия такого нарушения.

Иной подход приводил бы к тому, что в случае необоснованного отказа в устранении недостатков товара со стороны конкретного лица из числа указанных в Законе и связанного с этим несоблюдения срока такого устранения его правовые последствия распространялись бы и на тех лиц, которые соответствующего нарушения прав потребителя не нарушали. Исходя из этого, рекомендую настоятельно отстаивать позицию о том, что требование о какой-либо ответственности по причине нарушения срока устранения недостатков может быть предъявлено только к тому лицу, которое отвечает за это нарушение.

Другой ключевой момент заключается в том, что в силу Закона цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено импортером, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Суды, как правило, удовлетворяют требования потребителей о расчете неустойки исходя из цены приобретения автомобиля данным потребителем. Однако такая позиция представляется мне также недопустимой, поскольку неустойка не может быть рассчитана исходя из стоимости автомобиля, когда он приобретался новым. В соответствии с Законом «цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено …, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было».

Таким образом, Закон устанавливает в качестве базы для расчета неустойки стои­мость самого товара в том виде, в каком он есть на момент предъявления требования (т.е. с учетом износа и повреждений, которые автомобиль получил в процессе его эксплуатации, а не нового автомобиля. Таким образом, рекомендую обращать на это внимание судов и требовать обязать предоставить доказательства стоимости автомобиля на момент рассмотрения дела в суде или добровольного удовлетворения требования импортером с учетом эксплуатационного износа такого автомобиля.

Обязанности импортера по отношению к органам федерального государственного надзора

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – орган государственного надзора). Орган государственного надзора вправе осуществлять в отношении импортера организацию и проведение проверок соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора.

В целях осуществления своей деятельности они вправе:

– запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от импортера информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;

– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые импортером при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;

– проводить отбор и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;

– выдавать импортерам предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;

– составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

– направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

– обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации импортера за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Импортер по требованию органа государственного надзора, его должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

www.барышев-групп.рф

  • Сергей Барышев

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены