Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Американский самоделкин

Американский самоделкин

Дороговизна обслуживания машин и переход на узловой ремонт развили у жителей США тягу к ручному труду. В Соединенных Штатах набирает популярность новая услуга. Автовладельцам предлагается арендовать гараж и провести необходимый ремонт или техническое обслуживание транспортного средства самостоятельно. Пока клиентами такого сервиса становятся различные «самоделкины» и те, кто любит возиться со всякими механизмами. За последние годы данный сервис предлагается в Южной Калифорнии, пригородах Сиэтла и в ряде других городов. «В течение долгого времени мы ждали, что кто-то будет делать все за нас, – говорит владелец гаража самообслуживания Дэйв Браун. – Думаю, что сегодняшнее поколение автовладельцев ремонтом своими руками интересуется все больше». Браун открыл свое предприятие в штате Айова. Разбирающиеся в ремонте хозяева транспортных средств могут заехать на станцию для замены масла, проведения планового обслуживания или даже для переборки коробки передач. В принципе похожие услуги предлагались и раньше. Первопроходцами в этом деле были военные. Гаражи самообслуживания открывали на военных базах. Интересно, что значительная часть автостанций, открывшихся в последнее время, также принадлежат отставным военным. Нечто похожее они видели во время службы. Персоналу разрешалось арендовать объекты инфраструктуры для проведения ремонта личных авто. К примеру, Дейв Браун обслуживал самолет F-15. Уволившись, он открыл гараж недалеко от города Де-Мойн в Айове. Клиент может арендовать один из 27 имеющихся в наличии постов за 35 долл. в час. Если по какой-то причине самостоятельный ремонт окажется слишком сложным для посетителя, ему предложат помощь квалифицированного механика за 85 долл. в час. Браун не только предлагает крышу над головой, но и проводит обучающие курсы по ремонту. По его задумке, часть ремонтных площадей должна быть отдана сертифицированным сервисменам. Они смогут арендовать посты и выстраивать собственную клиентскую базу. При этом все необходимое будет под руками, включая 3D-принтер. Так, если при ремонте машины какого-нибудь «лохматого» года вдруг возникнет надобность заменить пластмассовую ручку или пистон, деталь всегда можно будет напечатать.

Было бы желание

Потенциальными клиентами должны стать «повернутые» на механизмах люди и жители многоквартирных домов, у которых нет собственного гаража, но есть в избытке желание менять колодки или масло. Естественно, появление гаражей самообслуживания приветствуется не всеми участниками автомобильного рынка, пишет издание «Des Moines Register». Некоторые говорят о том, что пускать автовладельцев самостоятельно крутить гайки в машинах не стоит из-за вопросов безопасности. «Кто будет определять квалификацию ремонтника, – задается вопросом глава отраслевой ассоциации Automotive Maintenance and Repair Association, объединяющей 75 тыс. станций технического обслуживания, поставщиков и производителей запчастей Джозеф Хенмюллер. – Представьте, что на такого неквалифицированного ремонтника, который не имеет необходимого опыта, свалится автомобиль с подъемника!» Браун, в свою очередь, заявляет, что его цель – дать людям возможность обслуживать свои транспортные средства безопасно. Много лет назад его дядя погиб под свалившейся с домкратов машиной. Подъемники в автомастерских безопасней обычных домкратов, которые обычно используют автовладельцы, ковыряясь с машиной перед домом. Кроме того, за работой на подъемниках в гараже самообслуживания следит специально обученный персонал. Хотя несчастные случаи исключать нельзя. Поэтому посетителей просят заранее подписать отказ от возможных претензий. Предприятие тем не менее застраховало ответственность на 1 млн долл. Как свидетельствует еще один владелец гаража самообслуживания Джордж Паттерсон, страховка – основное препятствие для развития бизнеса. Зачастую она стоит дороже, чем лизинг недвижимости. «Это не тот бизнес, в который легко войти», – говорит Паттерсон, работающий в данной области вот уже пять лет. Желающих открыть гараж самообслуживания много, но значительная часть из них не справляется.

Вошли во вкус

Между тем потенциальных клиентов станций самообслуживания довольно много. В связи с этим интересен опрос, проведенный крупным интернет-магазином запчастей AutoPartsWarehouse.com. Всего в исследовании приняло участие почти 3 тыс. респондентов. Выяснилось, что почти половина из тех, кто предпочитает обслуживать транспортное средство самостоятельно, в 2014 году проводили больше операций с автомобилем, чем годом ранее. Не последнюю роль здесь играет интернет: тут быстро можно найти ответ на вопрос, как быстро заменить фильтр, и где он вообще расположен. Естественно, что самостоятельно ремонтируют транспортные средства в основном владельцы подержанных машин. Основной мотив – сэкономить средства. Около трети опрошенных заявили, что экономят таким образом до 1 тыс. долл. в год. Хотя нашлись и такие, кто возится с автомобилем ради удовольствия. Сравнивая результаты аналогичного исследования 2012 года, специалисты AutoPartsWarehouse.com пришли к выводу, что количество респондентов, желающих сэкономить деньги, слегка снизилось. В то же время было зафиксировано увеличение числа американцев, обслуживающих транспортные средства самостоятельно из, что называется, спортивного интереса. Улучшение финансового благосостояния не заставило ряд «самоделкиных» вернуться к гаражным мастерам. Процент таких даже значительно вырос по сравнению с 2012 годом. Что касается автопарка опрошенных, то возраст 48% машин составил 10 лет и более, пробег 64% превысил 100 тыс. миль, а у 14% и вовсе – 200 тыс. миль. Экономят на ремонте больше 1000 долл. в год 33% респондентов; 500–1000 долл. – 29%; 300–500 долл. – 23%; 100–300 долл. – 11%. 2% опрошенных и вовсе не считают, что экономят средства. В общей сложности 44% участников опроса отметили тот факт, что в 2014 году они производили больше самостоятельных операций с автомобилем, чем пару лет назад. Что больше всего удивило экспертов, 55% опрошенных женщин-водителей заявили об увеличении операций своими руками по сравнению с прошлым годом. И мужчины, и женщины (67%) готовы теперь выполнять более сложные действия с транспортным средством или искать информацию о порядке проведения ремонта. Ясно одно, указывают авторы исследования, доходы населения значительно выросли. При этом почти все участники опроса, отметившие данный факт, сказали, что все равно не будут обращаться за ремонтными услугами на станции технического обслуживания. В 2014 году таких автомобилистов насчитали 94%, в 2012 – 79%. Росту числа людей, обслуживающих авто своими руками, активно способствует Интернет. Когда респондентов спросили о причинах, заставляющих их ремонтировать или усовершенствовать машину, треть ответили, что во Всемирной сети появляется все больше пошаговых инструкций для замены/установки того или иного узла. Кроме того, наличие большого объема предложения запчастей онлайн также влияет на решение отремонтировать транспортное средство без помощи профессионалов.

Большинство ремонтирует автомобили самостоятельно ради экономии
Большинство ремонтирует автомобили самостоятельно ради экономии

И еще о женщинах

Как показывает исследование, женщины и мужчины по-разному приходят к идее о самостоя­тельном ремонте. 44% женщин рассказали, что ремонтировать или проводить техническое обслуживание машины их научил отец, либо кто-то из семьи. В то время как доля таких участников опроса среди мужчин составляет всего 29%. Денежный фактор также намного более существен для женщин-водителей. Экономия средств в деле самостоятельного ремонта важна для 44% представителей слабого пола и только 31% – для сильного. Примечательно, что при опросе тех, кто пользуется услугами профессионалов, выяснилось, что главная причина, по которой женщины не лезут в автомобиль сами, – боязнь сломать что-нибудь (27%). Только 18% мужчин не берут в руки гаечный ключ из-за опасений навредить авто. Еще одно различие между полами состоит в том, что мужчины намного чаще берутся за относительно сложные операции, такие как замена фильтра коробки передач, промывка радиатора или ремонт кондиционера.

Крыша над головой

Похоже, потенциальных клиентов у гаражей самообслуживания в избытке. Однако массовому распространению бизнеса мешает немногочисленность предпринимателей, работающих в данной области. Основная причина – даже в США под сомнительный проект малому бизнесу трудно привлечь средства. Истории создания успешных предприятий похожи одна на другую. Как рассказывает владелец Stew’s Self-Service Garage Стюарт Уолайзер, идея открыть гараж в штате Вашингтон пришла к нему, когда он учился в местном университете. Тогда у него был пикап, который нуждался в ремонте. Стюарт был готов починить его сам, но подходящего места для ремонта не нашел. На улице тогда лежал снег. Обзвонив несколько мастерских, молодой человек (тогда ему было около 20 лет) понял, что никто его к себе не пустит. В результате и возникла мысль открыть доступный для всех гараж. В конце 2012 года были разработаны бизнес-план и стратегия продвижения станции самообслуживания. К январю 2013 года все необходимые расчеты и маркетинговые исследования были выполнены. Тем не менее воплотить задумку в жизнь оказалось не просто. Возникли те же трудности, что и у коллег: банки не хотели выделять деньги – Стюарт не мог привести пример такого же успешного работающего предприятия. Семь месяцев ушло на составление страхового полиса, а получить в лизинг помещение оказалось еще сложнее. В конце концов дать денег согласилась мама начинающего предпринимателя… Конечно, после того как бизнес-план внимательно изучил ее финансовый консультант. В октябре 2014 года состоялось долгожданное открытие. Теперь Стюарт говорит, что у него достаточно лояльных клиентов, многие пользуются услугами уже во второй раз. Есть и такой, которые посещал его гараж уже раз девять.

Если что-то пошло не так, поможет профессионал
Если что-то пошло не так, поможет профессионал

Что в ассортименте

В самой станции расположено девять постов, каждый из которых можно взять в аренду. Пять из них оборудованы подъемниками. На всех постах находится по набору инструментов, состоящих из 450 наименований (динамометрический ключ, ударный гайковерт, ключ для масляного фильтра, наборы универсальных и комбинированных ключей, отверток, фонарик и проч.). Если вдруг у станции не оказывается в наличие нужного инструмента, она покупает его. Помимо прочего, в распоряжении посетителя верстак, удлинитель и шланг для подачи сжатого воздуха. При необходимости гараж самообслуживания предоставляет диагностические приборы, оборудование для снятия/установки двигателей, коробок передач и приспособления для откачки рабочих жидкостей. Предложена и гибкая ценовая политика. Час аренды поста составит 40 долл., 30 минут обойдутся всего в 15 долл. 160 и 320 долл. за 6 часов и полдня соответственно. Для сравнения, час своей работы профессионалы оценивают в 100 долл. Очевидно, что ценовая политика дилеров даже в Соединенных Штатах, где доходы населения весьма высоки, устраивает все меньше потребителей. Стремление производителей сэкономить время на гарантийном ремонте, предлагая вместо ремонта как такового замену узла целиком, приводит к тому, что такие операции может выполнить и непрофессионал. Чтобы узнать, какую гайку открутить и чем, достаточно заглянуть на профильный форум.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены