Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Зачем автомобилю алюминиевые банки?

Зачем автомобилю алюминиевые  банки?

Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.

В КНР готовят к выпуску серийный электромобиль из принтера

Потребители в Китае смогут купить серийные электромобили стоимостью менее 10 тыс. долл. Особенностью электрокаров станут не их выдающиеся характеристики, а способ производства. Как сообщает издание Fortune.com, выпускать транспортные средства будут с помощью 3D-принтеров.

На то чтобы создать подобный автомобиль, требуется три дня. Трехмерные принтеры печатают все, кроме стекол, сидений и шасси. Первая партия поступит в продажу во втором квартале 2019 года.

Производителем выступает итальянская компания X Electric Vehicle (XEV) совместно с Polymaker – заметным игроком на рынке трехмерных печатных материалов. В компании заявляют, что машина, получившая название LSEV, станет первым серийным автомобилем, напечатанном на принтере. Компания заявила, что уже получила более 7 тыс. заказов на электрокары от итальянской почтовой службы, а также от лизинговой фирмы ARVAL.

Максимальная скорость электрокара составляет около 70 км/ч. Запас хода оценивается в 150 км. По словам разработчиков, Китай будет самым большим рынком сбыта для LSEV, итальянская компания ведет переговоры о налаживании производства в КНР.

Популярный сегмент

Эксперты считают, что перенаселенность мегаполисов приведет к резкому росту популярности компактных электромобилей в больших городах. Соответствующие разработки ведутся и в России.

Как сообщалось в марте, резидент технопарка «Калибр» запустил тестовую сборку трехколесного электромобиля класса А. В производстве применяются только отечественные комплектующие: из них сконструированы элементы кузова, силовой агрегат, электроника, колеса, элементы шасси и изделия из пластика.

Серийный выпуск будут осуществлять на территории технопарка. Первая модель компании «Электротранспортные технологии» отправится на полевые испытания уже в середине марта.

Для управления трехколесным электромобилем потребуются водительские права категорий В и В1. Электрокар сможет разгоняться до 100 км/ч, он имеет запас хода 100 км на одном заряде и вмещает двух человек. Зарядить аккумулятор можно через обычную сеть напряжением 220 В, это займет от полутора до двух часов. К началу производства появится и грузовая версия – специально для курьерских служб.

«Разработка может стать востребованной у служб городских парков. Например, для уборки, перевозки небольших грузов, перемещения персонала. А также на обширных территориях, которые предполагают использование собственного транспорта, – на ВДНХ, в “Лужниках” и т.д., – прокомментировал руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин.

Еще один перспективный вариант – использование электромобилей в системе каршеринга. Это одно из важных условий развития проекта. Сейчас у московского рынка недостаточно опыта эксплуатации электромобилей. Кроме того, отсутствует развитая инфраструктура: в городе насчитывается не больше 50 зарядных станций.

Старт производства

Уже в мае этого года первые 12 машин будут полностью собраны в технопарке «Калибр». Эксплуатировать их можно будет круглый год и в любую погоду, что выгодно отличает российскую разработку от зарубежных аналогов, говорится в сообщении пресс-службы технопарка. Например, в электромобиле, который выпускают в Испании, нет обогревателя, поэтому его получится использовать только в теплое время года.

Осенью в Москве появились специальные парковочные места для электромобилей. Они расположены на центральных улицах: Красной Пресне, Остоженке, Большой Бронной, Малой Дмитровке и др. Каждая мини-парковка рассчитана на два электрокара.

Владельцы электромобилей также могут бесплатно оставлять машины на платных парковочных местах по всему городу. Кроме того, в столице продолжается работа по открытию зарядных станций для электромобилей. Планируется, что к концу 2018 года их будет более 150.

Топливо из отходов

Водородные автомобили рассматриваются многими производителями в качестве серьезной альтернативы транспортным средствам, заряжаемым от розетки. Ученые, похоже, нашли способ получения водорода из отходов.

Научный коллектив кафедры цветных металлов и золота НИТУ «МИСиС» под руководством приглашенного профессора Александра Громова разработал способ получать альтернативное экологически чистое топливо (водород) из отходов алюминия и цветных металлов. Переработка одной банки из-под газированного напитка объемом 0,33 л по новой технологии даст топливо для 20 м автопробега.

Алюминий и цветные металлы – самые дорогие отходы. К необходимости сортировки и переработки такого мусора подталкивает, во‑первых, стоимость самих металлов, во‑вторых, пропадающая топливная энергия, заключенная в химически активном металлическом алюминии, в‑третьих – забота о безопасности, так как при складировании алюминиевый лом постепенно окисляется и выделяет в воздух водород – взрывоопасный химический реагент.

Емкость российского рынка алюминиевой тары оценивается приблизительно в 2–3 млрд упаковок в год. Вес банки объемом 0,33 л составляет 15 г, соответственно, в год количество затраченного алюминия приближается к 30–40 тыс. т чистого металла. Время жизни такой банки – от нескольких дней до нескольких месяцев. После использования пустая банка, как правило, попадает на свалку, как и другие алюминиевые отходы.

Европейский рынок вторичного алюминия, бесполезно и бесконтрольно выделяющего водород в атмосферу при хранении на свалках оценивается примерно в 9 млн т (European can market report 2013/2014). Более половины этого алюминия не используется, что в пересчете на энергетический эквивалент равно 130 ТДж (тераджоулей) энергии.

В странах, где существует сортировка отходов алюминия и цветных металлов, применяется технология переплавки во вторичный металл. Например, в Швейцарии утилизируется 90% бытовых алюминиевых отходов (данные за 2017 год). Недостатками этого способа утилизации являются затраты на транспортировку, очистку и переплавку, а также высокая токсичность образующихся шлаков.

«Научный коллектив под руководством профессора кафедры цветных металлов и золота НИТУ МИСиС, д. т.н. Александра Громова совместно с коллегами из Института высоких температур РАН предложил использовать отходы алюминия в альтернативной зеленой энергетике в качестве реагента для производства водорода – экологически чистого и энергоемкого топлива», – рассказала ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

Алюминий в предложенной схеме выступает реагентом для генерирующей водород системы: «металлический алюминий – вода». В реакции алюминия с водой выделяется свободный водород, который затем можно сжигать или окислять с получением электричества в топливной ячейке. Химическая энергия, хранящаяся в каждой банке алюминия массой 15 г, составляет 255 кДж. В пересчете на бензин 255 кДж энергии эквивалентно 20 м пробега автомобиля с расходом бензина 5 л на 100 км.

Алюминий реагирует с кислородом и водой довольно медленно. В результате окисления его поверхность покрывается тонкой оксидно-гидроксидной пленкой, которая защищает металл от контакта с окислителем и останавливает химический процесс. По этой причине в предложенной технологической цепочке при окислении алюминия жидкой водой необходима активация процесса окисления. В качестве решения этой задачи коллектив предложил метод механоактивации, подразумевающий измельчение и реагентную обработку алюминиевых отходов, которое приводит к разрушению оксидной пленки.

«Мы предложили систему, – поясняет руководитель проекта, приглашенный профессор кафедры цветных металлов и золота НИТУ МИСиС, доктор технических наук Александр Громов, – которая включает анализ исходного сырья, оптимальные способы измельчения алюминиевых отходов, разработку механизмов и режимов окисления, а также хранения и транспортировки полученного твердого металлического реагента. Мы нашли оптимальные реагенты для окисления алюминиевых отходов, разработали концепцию аппарата для получения водорода – аналога карбидного генератора ацетилена. Предлагаемая технология является пожаровзрывобезопасной и помогает решить три практические задачи: утилизировать отходы алюминия и других гидрореагирующих металлов; получить практически бесплатный водород из отходов; привлечь внимание к проблеме сортировки и раздельной утилизации мусора».

Водород, получаемый окислением отходов металлического алюминия и других цветных металлов, будет использоваться как топливо в портативных источниках электропитания, в транспортных системах и установках малой стационарной энергетики.

Научная статья, обосновывающая новую технологию, опубликована в журнале «Powder Technology». В настоящий момент коллектив работает над созданием экспериментальной установки и проводит лабораторные испытания технологии.

Автосервисы для женщин

Стремление американских женщин доказать мужчинам, что прекрасный пол вполне обойдется без сильной половины человечества, привело к появлению нового типа автосервисов. Механиками там трудятся исключительно женщины. Это, по мнению владельцев мастерской, должно убедить «водительниц» в том, что их не обманут при расчете стоимости ремонтных работ и не «впарят» лишние услуги.

Продвигают услуги автосервиса Pistons and Pixie Dust при помощи бесплатных семинаров для женщин. В ходе мероприятия дамам рассказывают об основах устройства транспортного средства. Кроме того, слушательницам объясняют, как самостоятельно устранить типичные проблемы вроде замены пробитого колеса и доливки технических жидкостей.

Женщинам предлагают «взять под собственный контроль свою поездку и сэкономить деньги, став более образованным владельцем автомобиля». Кроме того, участникам мероприятия обещают рассказать, как не стать жертвой обмана ушлого автомеханика.

Участницы семинара должны прийти в закрытой обуви и одежде, которую не жалко испачкать. Длинные волосы рекомендуется собрать в пучок, а все драгоценности и украшения оставить дома.

Все занятия проводятся женщинами, для женщин, – сообщает сайт Pistons and Pixie Dust. Слушательницам гарантируется уважительное отношение со стороны мастеров.

Самые надежные машины

Отстаивающая интересы потребителей организация Consumer Reports опубликовала свою версию десятки самых надежных легковых транспортных средств. Почти все участники рейтинга – японцы. Исключение составил Ford F‑150.

Срок службы почти любого автомобиля может достигнуть 300 тыс. км. Обычно для этого требуется постоянное вложение денег. В то же время, по мнению организации, на рынке все таки существуют автомобили, способные пересечь данный рубеж без того, чтобы разорить своего владельца.

Достаточно будет просто придерживаться графика обслуживания, указанного в инструкции по эксплуатации, а также своевременно устранять незначительные проблемы по мере их возникновения. Еще одной статьей расходов будет только регулярная мойка.

Всего в список вошли десять автомобилей – внедорожники, минивэны и пикапы. Рейтинг составлен на основании опроса, проведенного Consumer Reports.

  1. Toyota Camry
  2. Honda Accord
  3. Toyota Prius
  4. Honda CR-V
  5. Toyota Sienna
  6. Honda Civic
  7. Toyota Corolla
  8. Toyota 4Runner
  9. Toyota Highlander
  10. Ford F‑150

Российские автомобили поедут на спирте

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов производства биоэтанола. Законопроектом, в частности, вводится понятие «биоэтанол», определяется порядок лицензирования производства, хранения и поставок топлива, а также аннулирования соответствующей лицензии.

Предусматриваются специальные требования по оснащению основного технологического оборудования, используемого для производства биоэтанола, автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле.

Устанавливается запрет на производство предприятиями, осуществляющими выпуск биоэтанола, этилового спирта из пищевого сырья. Принятие законопроекта будет способствовать развитию биоэнергетики, в частности биотехнологий, позволяющих получать энергию из возобновляемых источников сырья.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”» был подготовлен Минфином России.

Хранение и перевозки

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», направленные на регулирование вопросов производства и оборота биоэтанола из различных видов растительного сырья.

Вводится определение понятия «биоэтанол», под которым понимается денатурированный этиловый спирт, произведенный из пищевого и (или) непищевого сырья растительного происхождения, денатурация которого осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ, и содержащий не более 1% воды.

Определяется порядок лицензирования производства, хранения и поставок биоэтанола, а также аннулирования соответствующей лицензии.

ЕГАИС для топлива

Предусматриваются специальные требования по оснащению основного технологического оборудования, используемого для производства биоэтанола, автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле.

Устанавливается запрет на производство предприятиями, осуществляющими выпуск биоэтанола, этилового спирта из пищевого сырья.

Законопроектом также предлагается установить, что действие Федерального закона № 171-ФЗ не будет распространяться на производство и оборот автомобильного бензина, произведенного с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствующего техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

Принятие законопроекта будет способствовать развитию биоэнергетики, в частности биотехнологий, позволяющих получать энергию из возобновляемых источников сырья, указали в правительстве. Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании правительства 15 марта 2018 года.

Четыре композиции

Стоит напомнить, что в марте «Известия» со ссылкой на специалистов Всероссийского НИИ переработки нефти (ВНИИ НП) сообщили о создании учеными альтернативного автомобильного топлива. Смесь этилового спирта и продуктов нефтепереработки можно использовать в обычных машинах. При этом их двигатель работает в более экологичном режиме. По мнению экспертов, новое топливо окажется экономически выгодным, только если в России не будут взимать акциз за содержащийся в нем этанол.

Во ВНИИ НП создали уже четыре композиции нового топлива. Это смесь из 20–40% биоэтанола (этиловый спирт, получаемый из растительного сырья) и дешевых продуктов переработки нефти.

У такой смеси низкое содержание смол и серы, это обеспечивает чистоту топливной системы автомобиля. Кроме того, кислородосодержащее соединение способствует тому, что в отработавших газах будет меньше несгоревших углеводородов, пояснил один из авторов разработки, завотделом автомобильных и авиационных бензинов ВНИИ НП Михаил Ершов. – Топливо на испытаниях показало совместимость с обычным автомобильным двигателем без модификаций.

Чистокровные иномарки подорожают

Правительство РФ утвердило новые ставки утилизационного сбора на автомобили, и они вступят в силу с 1 апреля 2018 года, следует из постановления кабмина.

«Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора… Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2018 года», – говорится в документе. Само постановление датировано 19 марта 2018 года.

Легковые

Утилизационный сбор для легковых машин с объемом двигателя до 1 л вырастет на 17,86%, до 33 тыс. руб., от 1 до 2 л – на 90%, до 84 тыс. руб., от 2 до 3 л – на 49,3% до 126 тыс. руб. На автомобили с объемом двигателя 3 и более литров утильсбор останется неизменным и составит 114,6 тыс. руб. для машин с двигателем объемом от 3 до 3,5 л и 181,6 тыс. руб. для машин с мотором более 3,5 л. Утилизационный сбор для электромобилей увеличится на 14,79%, до 32,6 тыс. руб.

Грузовики

Для грузовых машин полной массой до 2,5 т сбор вырастет на 14,46%, до 14,25 тыс. руб., от 2,5 до 3,5 т – на 51,5%, до 30 тыс. руб., от 3,5 до 5 т – на 15%, до 28,5 тыс. руб. Для грузовиков массой от 5 до 8 т утилизационный сбор составит 31,35 тыс. руб. (рост на 14,84%), от 8 до 12 т – 38,1 тыс. руб. (+14,9%), от 12 до 20 т – 41,85 тыс. руб. (+14,8%), от 20 до 50 т – 82,5 тыс. руб. (+14,8%).

Утилизационный сбор, который платят производители и импортеры автомобилей, был введен в 2012 году одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. В 2016 году этот подход был распространен на дорожно-строительную технику: бульдозеры, тракторы и комбайны. Почти все российские автосборочные заводы получают субсидии, сопоставимые со сборами.

Дополнительные доходы от индексации утилизационного сбора, которые начнут поступать с 2018 года, могут составить около 5 млрд руб. в год, оценивал ранее министр транспорта Максим Соколов.

Ford вложит 500 млн долл. в системы безопасности

Ford представил помощника водителю Co-Pilot360. По словам представителей компании, это наиболее передовой стандартный комплекс систем помощи водителю среди предлагаемых массовыми брендами. Ford Co-Pilot360 призван помочь водителям во всем мире более безопасно и уверенно двигаться на загруженных дорогах. Компания планирует непрерывно совершенствовать системы безопасности и помощи водителю, для чего компания на протяжении следующих пяти лет инвестирует 500 млн долл. в разработки в данной сфере.

В Co-Pilot360 входят система автоматического торможения с распознаванием пешеходов, система контроля слепых зон, ассистент движения в полосе, камера заднего вида и система автоматического переключения дальнего света. Большинство этих технологий уже доступны российским клиентам Ford. Система автоматического торможения перед впереди идущим автомобилем Active City Stop предлагается для Fiesta, Focus, Mondeo и Kuga, система мониторинга «слепых» зон BLIS – для Focus, Mondeo, Kuga, Explorer, ассистент движения в полосе – для Kuga и Explorer, камерой заднего вида могут быть оснащены Focus, Mondeo, Kuga и штатно – Explorer, система автоматического переключения дальнего света доступна для Focus, Mondeo, Kuga и Explorer.

Контроль пространства

В 2019 году Ford Co-Pilot360 пополнится технологией помощи при движении задним ходом с функцией автоматического торможения. Таким образом, интеллектуальные технологии обеспечат контроль пространства вокруг автомобиля на 360°, значительно снижая вероятность аварийных ситуаций при движении в любую сторону.

Ford Co-Pilot360 станет стандартным оснащением новых легковых автомобилей Ford, а также внедорожников и пикапов (вплоть до модели F‑150) в Северной Америке. Первой моделью, на которой будет представлен комплекс Ford Co-Pilot360, станет Ford Edge нового поколения, продажи которого начнутся осенью этого года.

«Хотя сегодня наши автомобили более безопасны, чем когда бы то ни было, опрошенные нами водители испытывают стресс из-за вероятности попасть в ДТП, – отметил Джим Фарли, исполнительный вице-президент Ford и президент по глобальным рынкам. – Это одна из причин, по которым мы делаем эти критически важные для безопасности технологии доступными для миллионов наших клиентов каждый год».

Ford Co-Pilot360 является наиболее всеобъемлющим комплексом систем помощи водителю среди устанавливаемых стандартно аналогичных систем непремиальных брендов. В него входят система автоматического торможения с распознаванием пешеходов, система контроля слепых зон, система удержания автомобиля в полосе, камера заднего вида и система автоматического переключения дальнего света.

Экстренное торможение

Основой Co-Pilot360 является система автоматического экстренного торможения с функцией распознавания пешеходов. Она помогает водителям избежать столкновения с другими транспортными средствами или пешеходами, внезапно оказавшимися перед автомобилем. Если система идентифицирует возможное столкновение, она предупреждает водителя звуковыми и световыми сигналами, а также при необходимости применяет торможение, чтобы помочь избежать фронтального столкновения или минимизировать его последствия.

Эта технология призвана решить проблему, которую выявило недавнее исследование Ford: все больше автомобилистов боятся столкновения с пешеходом. Система автоматического экстренного торможения с функцией распознавания пешеходов к 2020 году станет стандартным оснащением на 91% всех автомобилей Ford, реализуемых в Северной Америке.

Помощь радара

Система контроля слепых зон BLIS (Blind Spot Information System) с помощью радара обнаруживает транспортные средства, находящиеся в слепой зоне автомобиля, и предупреждает водителя об опасности световым сигналом, загорающимся на боковом зеркале заднего вида. Система предупреждения о движении транспорта в пересекающем направлении оповещает о приближении автомобиля сбоку при медленном выезде задним ходом из парковочного места.

Система удержания полосы движения (ассистент движения в полосе) имеет три функции. При приближении к разметке полосы система предупреждает водителя с помощью вибрации на рулевом колесе о необходимости корректировки траектории. Система также имеет функцию мониторинга усталости водителя: при помощи обращенной на дорогу камеры техника следит за манерой езды водителя и, если ее изменение может свидетельствовать о снижении внимательности человека за рулем, сигнализирует об опасности звуковыми сигналами и предупреждениями на приборной панели. Наконец, система удержания полосы движения способна самостоятельно создать усилие на руле, достаточное для возвращения автомобиля в центр полосы движения.

От пассажирских авто к коммерческим

Внедрение технологий помощи водителю затронет и сегмент коммерческих автомобилей. К 2020 году модели Ford серий E, F‑650, F‑750 и даже F59 можно будет приобрести с технологиями автоматического торможения, предупреждения о выезде за полосу движения, системой оповещения об усталости водителя и другими. Как показало исследование Национального совета по безопасности на транспорте, наличие на автомобиле таких технологий, как система автоматического торможения, помогает снизить количество и тяжесть столкновений с транспортными средствами, следующими в попутном направлении, что, в свою очередь, снижает стоимость владения коммерческим транспортом.

Ford инвестирует 500 млн долл. на протяжении следующих пяти лет в разработку новых технологий безопасности и помощи водителю. Усилия будут преимущественно сосредоточены на упрощении технологий – в компании считают, что они должны работать именно так, как ожидают водители. Это требование приобретает особую важность в свете возрастающей автоматизации управления автомобилем.

Исследователи Ford тестируют взаимодействие с новыми технологиями на виртуальном симуляторе VIRTTEX в Дирборне. Эффективность новых систем проверяется с помощью симуляции столкновений, построенных на основе данных сотен тысяч километров тестового пробега. Чтобы проверить работоспособность связки новейшего радара и камеры, инженеры Ford проехали свыше миллиона километров по всему миру.

Эта работа также поможет автомобилистам и пассажирам легче принять идею полностью автономных автомобилей.

«Многие до сих подвергают сомнению саму концепцию автономных автомобилей, – сказал Фарли. – Но автомобилисты, которые уже пользуются технологиями помощи водителю, более открыты идее автомобилей, берущих на себя весь процесс управления».

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены