Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Вот такая арифметика…

На днях зашел на один из форумов в интернете и обнаружил дискуссию о право- и леворульных машинах: «Чем хороши или плохи праворульные машины для России». Жаркие баталии собрали более 500 комментариев.

Я не очень дружу с высшей математикой, но по арифметике у меня в школе было «отлично». И, так как полярные аргументации в данной дискуссии меня достали, я захотел найти истину. Встал с дивана и пошел с блокнотом и карандашом на одну из дорог в Центральном Черноземье РФ.

Исследования заняли всего 8 минут с 15.42 местного времени. Проехало 100 легковых пятиместных машин. Из них: один водитель – 79, два человека -18, три в машине – 1, четыре – 2 авто. И получилась задачка для третьего класса… Итого 126 человек. В среднем в каждой машине по 1,2 человека.

Теперь за аксиому возьмем следующие общепринятые знания (данные):

1. Лобовое столкновение самое опасное, ибо скорости и энергия складываются.

2. При лобовом столкновении встречных машин происходит как правило неполное перекрытие машины и повреждается больше левая передняя часть автомобиля в большинстве случаев, при правостороннем российском движении.

3. Погибает человек слева в переднем ряду, что логично для правостороннего движения.

4. Водитель всегда находится за рулем, даже если он один в машине – трудно отрицать данный факт.

5. Существует два вида заполнения салона пассажирами: 1) относительно безопасный – сначала задний ряд, потом передний, 2) опасный – пассажиры сначала заполняют передний ряд, потом задний.

Ну, а теперь перейдем к анализу полученных данных, которые представлены в прилагаемой таблице. Обозначения сокращений по столбцам в таблице:

N – количество людей в машине.

СЛрБз – количество смертей при левом руле и безопасном заполнении салона.

СЛрОз – количество смертей при левом руле и опасном заполнении салона.

СПрБз – количество смертей при правом руле и безопасном заполнении салона.

СПрОз – количество смертей при правом руле и опасном заполнении салона.

Итого потенциальных смертей с левым рулем (Лр) – 102, с правым (Пр) – 21. Т.е. примерно на 5 погибших с левым рулем приходится 1 погибший в праворульной машине при правостороннем движении. Соотношение – 5:1!

Исходя из выявленной наполненности салона людьми в 100 автомобилях, при остановке машины выйдут на проезжую часть: 102 человека из леворульных и только 23 человек из праворульной машины. Опять риск не на доли процента, а в разы: конкретно соотношение 4:1, т.е. в риск 4 раза выше для людей, выходящих из авто, попасть под колеса при эксплуатации леворульной машины!

Отсюда напрашивается однозначный вывод: если очень хочется снизить смертность на дорогах граждан РФ с правосторонним движением, нужно переходить полностью на управление только праворульными автомобилями, т.е. производства а-ля Японии! Ничего личного, только математика! Сам своими выводами поражен, а ведь езжу на леворульной!

Одинаковое количество потенциальных смертей в России возможно только при полном заполнении всех пятиместных автомобилей, чего я ни за 8 минут эксперимента, ни за всю свою бытность не видел ни разу. Может есть и такой регион в России, где есть постоянное 100% заполнение пятиместного салона всего легкового автотранспорта. В этом регионе можно, действительно наложить вето на использование праворульных автомобилей, но с аргументацией законодателям нужно будет очень серьезно попотеть, однако!

  • Юрий Богданов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены