Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Утихомирить по полной программе

Утихомирить по полной программе

Продолжаем эксперименты по борьбе с шумом в автомобиле. Герой сегодняшних испытаний вам уже знаком – это Mitsubishi Outlander XL выпуска 2010 года. А вспомнили мы о нем вот почему...

Изнутри...

Этот кроссовер – персонаж статьи «Комфорт "до" и "после", или Что показала дорога» («АБСавто» № 8/2012, с. 18–20). Чтобы дальше все было понятно, кратко напомним, о чем шла речь.

В той статье рассказывалось, как «японца» защищали от шума напыляемой мастикой Noxudol 3100, выпускаемой шведским концерном Auson AB. За рубежом она широко применяется для обработки кузовов на сборочных конвейерах и в афтемаркете. Такая популярность неудивительна: материал этот эффективен, технологичен и безопасен для окружающей среды, поскольку создан на основе водорастворимого полимера.

Первый (внутренний) этап защиты от шума обеспечила напыляемая мастика на водной основе Noxudol 3100
Первый (внутренний) этап защиты от шума обеспечила напыляемая мастика на водной основе Noxudol 3100

Noxudol 3100 – не просто шумоизоляционный материал, правильнее называть его шумо- и вибропоглощающим. Благодаря неоднородной (физики говорят – негомогенной) структуре затвердевшая пленка «запирает» звуковые волны, преобразуя механическую энергию колебаний в тепло. Кроме того, мастика содержит ингибиторы коррозии, а значит, является полноценным антикором.

Препарат может напыляться как снаружи, так и внутри кузова. Понятно, что в последнем случае салон частично разбирается. В зависимости от расположения кузовной панели толщина наносимого слоя составляет от 1 до 5 мм. Однако безупречная адгезия гарантируется даже при максимальной толщине пленки.

Как поступили мы? Выбрали внутренний вариант защиты. Замерили в дорожных условиях уровень шума в салоне. Потом аккуратно разобрали внутренности кузова (см. фото), обработали панели мастикой, высушили ее, собрали салон и после окончательной просушки снова выехали на дорогу. Повторили все замеры. Их результаты приведены в табл. 1. К ним мы еще вернемся, а сейчас перейдем к сегодняшнему эксперименту.

...и снаружи

Ассортимент шведских защитных материалов широк, поэтому автосервис может предлагать несколько вариантов защиты от шума. Например, описанную «внутреннюю» обработку Noxudol 3100. Или защиту кузова снаружи. Ее можно выполнить относительно недорогими препаратами Noxudol UM-1600 или Mercasol Sound Stop. Оба созданы на основе битума и мягкого органического растворителя и содержат армирующий наполнитель – стекловолокно.

Защита наносилась на внутренние поверхности дверных панелей...
Защита наносилась на внутренние поверхности дверных панелей...

Но самый заманчивый вариант – комплексная обработка, объединяющая внутреннюю и наружную защиту. Стоимость, разумеется, получится выше, но и эффект будет максимальный. И мы решили попробовать комбинированную защиту «Noxudol 3100 плюс Mercasol Sound Stop».

Внутренняя защита у Outlander уже была (вот почему понадобился пересказ первой статьи!). Осталось обработать его снаружи. А именно – покрыть колесные арки и днище Mercasol Sound Stop.

...а также на пол и короба кузова, для чего потребовалась разборка
салона
...а также на пол и короба кузова, для чего потребовалась разборка салона

Напомним, что в 2013 году шведские химики вывели на рынок новую версию этого препарата. Он стал более густым, а пленка обрела дополнительную прочность и эластичность. Изменился и наполнитель. Наряду с традиционным стекловолокном в битумную основу ввели особые микросферы – полимерные оболочки, наполненные газообразным углеводородным веществом. Они не только улучшили механические свойства пленки, но придали ей неоднородность, способствующую «запиранию» звуковой волны. Кроме того, в состав препарата входят современные ингибиторы коррозии, поэтому он вправе считаться полноценным антикором. Подробно об этом рассказано в статье «Sound-киллер возвращается» («АБСавто» № 9/2013, с. 26–28).

Второй (наружный) этап защиты выполняли с помощью
напыляемой мастики Mercasol Sound Stop. Для защиты
арок большого кроссовера потребуется три-четыре
литровых баллона, для покрытия днища — еще три
Второй (наружный) этап защиты выполняли с помощью напыляемой мастики Mercasol Sound Stop. Для защиты арок большого кроссовера потребуется три-четыре литровых баллона, для покрытия днища — еще три

Так что поработать с обновленным Mercasol Sound Stop было очень любопытно. Порадует ли нас тандем двух «скандинавов»?

Что делали в этот раз

Прежде всего провели замеры уровня шума в реальной дорожной обстановке. Условия выбрали идентичные прошлогодним: тот же самый автомобиль, летние шины, ясный безветренный день, сухая дорога, отсутствие встречных машин. Признаться, в нынешнем сентябре найти сухую дорогу было нелегко.

Работать с Mercasol Sound Stop удобно. Технология нанесения —
как при обычной антикоррозионной защите
Работать с Mercasol Sound Stop удобно. Технология нанесения — как при обычной антикоррозионной защите

Как и в прошлый раз, автомобиль испытывался при закрытых окнах и выключенном вентиляторе в следующих режимах:

• работа на холостом ходу;

• режим разгона с 40 до 80 км/ч;

• равномерное движение со скоростью 60 км/ч;

• равномерное движение со скоростью 110 км/ч.

Выполнили ряд заездов, провели замеры, зафиксировали цифры и отправились на сервисную станцию.

Там вознесли кроссовер на подъемнике, демонтировали подкрылки и кожухи, очистили арки и днище от грязи и пыли, высушили, продули сжатым воздухом, нанесли защитный материал (см. фото), установили снятые детали на место.

После высыхания материала дождались просветления в череде дождей и выехали на прежнюю трассу. И снова холостой ход, режим разгона, равномерное движение на 60 и 110 км/ч, замеры, замеры, замеры... Результаты испытаний представлены в табл. 2.

Какой мерой мерите?

Важное уточнение. Для проведения замеров применяли шумомер. А говоря строго, «Цифровой измеритель уровня звука AR-834». Чтобы не возникло сомнений в правомерности его использования, процитируем паспорт измерителя: «Данный прибор разработан согласно IEC PUB 651 TYPE2 и ANSI S1.4 для применения в области техники безопасности и здравоохранения с целью контроля уровня шума окружающей среды».

Здесь же выразим благодарность нашему консультанту, старшему научному сотруднику физического факультета МГУ канд. физ.-мат. наук Владимиру Милову, принявшему участие в испытаниях.

Вооружась цифрами

В первой статье (и снова ссылка неизбежна!) мы писали, что при движении автомобиля большинство раздражающих факторов лежит в диапазоне повышенных и высоких частот. И говоря о качестве обработки, надо оценивать не только общую потерю децибелов, но и «качество звучания» автомобиля после нанесения защитного покрытия.

Арка автомобиля до обработки (подкрылок снят). Перед нами просто краска...
Арка автомобиля до обработки (подкрылок снят). Перед нами просто краска...

Будет ли этот звук более приятным – если подходить субъективно? И принижать эту оценку не следует – ведь в салоне автомобиля мы прислушиваемся именно к собственным ощущениям. Посмотрим на данные табл. 2, не забывая заглядывать и в табл. 1. Абсолютное снижение шума в сегодняшних заездах получилось меньшим, чем в прошлогодних – причем во всех режимах. Это нормально: в первой статье точкой отсчета служил необработанный автомобиль; а сегодня – защищенный изнутри мастикой Noxudol 3100.

Та же арка после нанесения Mercasol Sound Stop. Можно устанавливать подкрылок
Та же арка после нанесения Mercasol Sound Stop. Можно устанавливать подкрылок

Прежде всего нас порадовала близость цифр в колонке «После обработки» в табл. 1 и в колонке «До обработки» в табл. 2. Чем закончили, с того и начали. Значит, все делалось и делается корректно. Разница в несколько десятых долей децибела объясняется погрешностью измерений и внешними факторами, которые, как ни старайся, отсечь невозможно. Так что начало выглядело солидным и многообещающим.

Днище Mitsubishi Outlander после обработки Mercasol Sound Stop. Материал обеспечивает
двойную защиту — и от шума, и от коррозии
Днище Mitsubishi Outlander после обработки Mercasol Sound Stop. Материал обеспечивает двойную защиту — и от шума, и от коррозии

Смотрим табл. 2, «Холостой ход». Снижение шума «по абсолюту» составило 2,0 дБ. Немало, если вспомнить предыдущую внутреннюю обработку пола. А именно, пленку Noxudol 3100, практически уходящую под торпеду. Здесь надо сказать спасибо Mercasol Sound Stop, закрывшему не только внутреннюю поверхность крыла, но и брызговики моторного отсека. Суммарное снижение после двух обработок – 4,8 дБ.

Наш консультант старший научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. физ.-мат. наук Владимир Милов с измерителем уровня звука AR-834
Наш консультант старший научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. физ.-мат. наук Владимир Милов с измерителем уровня звука AR-834

Теперь «Разгон от 40 до 80 км/ч». Констатируем абсолютное снижение шума всего на 1,2 дБ. Это логично: низкий звук мотора, тянущего тяжелую машину, мало подвержен высокочастотной фильтрации, о чем подробно говорилось в предыдущей статье. Тем более, что кое-что на себя взяла предшествующая внутренняя защита. Мы не возражали: сильный «голос» двигателя не раздражает, наоборот – придает водителю чувство уверенности. В сумме выиграли 3,6 дБ.

«Движение со скоростью 60 км/ч». Подчеркнем – равномерное. В этом режиме двигатель работает практически бесшумно, зато начинает проявляться шум качения шин и аэродинамика. Раньше путь для него перекрывал Noxudol 3100 (пол салона), теперь и Mercasol Sound Stop (днище снаружи, а главное – колесные арки). Эффект – снижение на 2 дБ в сравнении с внутренней обработкой и 4,8 дБ в сумме.

«Движение со скоростью 110 км/ч». Аэродинамика и шум качения проявляются в наибольшей степени. Замеры показывают снижение общего уровня шума на 2,3 дБ. Здесь, конечно, большая заслуга защиты колесных арок. А в сумме два препарата дают выигрыш 5,6 дБ. Это очень хороший результат. Честно говоря, мы ожидали несколько меньшего эффекта.

Итак, если не рассматривать режим разгона, суммарное снижение шума составило 4,8 дБ и 5,6 дБ. Пересчет по логарифмической шкале показывает, что водитель и пассажиры будут ощущать эти цифры как 50%-е снижение шума в салоне. И даже чуть большее.

А что субъективные ощущения, о которых мы упомянули в начале главы? Можно ограничиться одной фразой: автомобиль стал тише. Но это, как ни странно, не главное. Важно, что он стал «звучать» по-иному, в более приятных диапазонах.

Здесь уместно вспомнить одно из положений акустики: при прохождении звука через границу двух сред коэффициент поглощения прямо пропорционален квадрату частоты. Значит, «пограничник», т.е. противошумная мастика, в первую очередь будет бороться с высокими частотами. А они, в частности, присутствуют в шуме качения, который генерируется шинами.

Но «пограничник» хорошо, а два – лучше. И не зря при борьбе с шумом в первую очередь обрабатывают пол салона изнутри, днище снаружи и колесные арки. А показания измерительного прибора в очередной раз продемонстрировали хорошую корреляцию с органолептическими тестами. Так что все подтвердилось – и объективно, и субъективно.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены