Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Терморежимы ДВС и язык общения

Любое дело имеет свое начало и свои резоны, поэтому сразу постараюсь изложить причины, побудившие меня взяться за перо и сочинить классификацию терморежимов двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Первая причина – это «чек» (ошибка р0300), который появился на моей машине Chevrolet Lacetti в 2007 году. Вторая причина – бесконечные споры до ругани на многочисленных форумах в Интернете, когда спорящие обращались к температуре ДВС. Но при этом каждый говорил о разном периоде терморежима, и поэтому люди друг друга не понимали. Третья причина – отсутствие в популярной автомобильной литературе описания периодов терморежимов ДВС.

Все это заставило меня разобраться в тепловых процессах и придумать свой стандарт в виде классификации. Названия периодам старался давать по двум важным характеристикам – температуре и оборотам двигателя, ну и, естественно, по цели, для которой период и выделяется.

Весь процесс работы ДВС можно условно разделить на две фазы – нагрева и остывания, соответственно коды фаз Н («heating» от «нагрев») и С («cooling» от «остывание»). Каждая фаза имеет шесть периодов от 1 до 6. Периоды можно разделить по той или иной характеристике на подпериоды и присвоить нумерацию. Например, экологический отрезок рабочего периода будет иметь код Н5.1.

Эта классификация достаточно универсальна. Так, если производитель будет рекламировать особенности терморежима своего автомобиля, то он должен будет указать диапазон термопериодов того или иного вида эксплуатации автомобиля. Например, если рабочая температура полной нагрузки 93–110 °С, то производитель в технической документации напишет Н5.3.93–110 °С. Причем возможны и нюансы у каждой марки автомобиля, поэтому производитель должен после кода указывать рекомендуемый температурный диапазон, к примеру Н5.2.86–95 °С.

Классификация дает возможность производителям того или иного товара (предпусковые подогреватели, автоодеяла и т.п.) указывать в руководстве диапазон применения данного товара. Например, в инструкции к теплоизолятору моторного отсека можно указать, что он эффективно работает в диапазоне Н5.2.83 °С – С1. –40 °С и не оказывает никакого эффекта в периоде Н1. – Н5.1.83 °С.

Приведенная классификация предлагает некий стандарт в общении, единый язык, понятный как производителям, автосервису, так и потребителям автоуслуг.

  • Юрий Богданов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены