Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 20

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 20

Урок 19 заканчивали так:

«Дальше откручиваем пластиковые заглушки, скрывающие под собой кронштейны для крепления заднего сиденья. Снимаем решетки обдува ног пассажиров задних сидений (если комплектация с задним отопителем). Затем вытаскиваем ковровое покрытие из-под боковых панелей и вытягиваем его назад. Клипсы крепления к кожуху можно не снимать.

Затем откручиваем все болты крепления металлического кожуха по кругу. Воспользовавшись размыкателем, снимаем две оранжевые клипсы и вытаскиваем кожух из автомобиля.

Обратите внимание, что болты крепления кожуха и третьего ряда сидений выходят прямо на улицу. А значит, они постоянно корродируют. Для исключения повреждения резьбы обязательно пользуйтесь смазкой при установке болтов на место. Этим вы сэкономите свое время либо время другого мастера при последующей разборке ВВБ.

Также стоит обратить внимание на верхние кронштейны, к которым прикручивается металлический кожух. В месте крепления кронштейнов к кузову часто образуются трещины, в которые попадает вода с колесных арок. Возможно, потребуется их герметизация».

Продолжаем.

Что же мы видим под металлическим кожухом? Ближе к задней части автомобиля расположен инвертор, преобразующий напряжение постоянного тока высоковольтной батареи в 100 В переменного тока для питания бортовых розеток.

Провода с инвертора прикручиваются прямо на систему главных реле. Чтобы не запутаться с расположением проводов в системе главных реле, на крышке ВВБ нарисована схема.

Откручиваем инвертор и откладываем его в сторону. Отворачиваем болты и гайки крепления пластиковой крышки ВВБ. Аккуратно приподнимая ее, немного сдвигаем вправо и приподнимаем заднюю часть крышки как на фотографии.

Отцепляем температурные датчики от элементов (крепление не отличается от Prius 11). Просовываем жгут проводов от датчиков в отверстие и убираем пластиковую крышку. Затем откручиваем воздуховод над системой главного реле и снимаем его.

Под воздуховодом мы увидим уже знакомое расположение элементов. Три высоковольтных реле, датчик тока, резистор и блок управления. Наша задача – открутить провода, идущие от инвертора для бортовых розеток, и провода, идущие на инвертор гибридной установки. Отключаем разъем управления системой главных реле. Разъемы блока управления и датчика тока также отключаем. Откручиваем болты крепления корпуса ВВБ к кузову. Один из болтов находится прямо рядом с блоком управления ВВБ. Его плохо видно, но если у вас не получается сдвинуть батарею – значит, вы забыли его открутить. Дальше сдвигаем корпус вправо от вентилятора и вытаскиваем батарею из автомобиля.

Как видно по фотографии, элементы батареи не отличаются от Prius 11. Разница лишь в их количестве. В батарее Estima 10–30 элементов. Шины, крепление элементов, газоотводные трубки – никаких конструктивных отличий от Prius. То же касается размыкателя с микровыключателем и предохранителем.

Обратите внимание на фотографию с двумя предохранителями. На ВВБ установлен предохранитель из размыкателя Prius 20. Рядом сфотографирован штатный предохранитель. Как видно, отличаются они лишь толщиной выводов. Номинал предохранителей одинаковый – 125 А.

Нагрузочный аппарат удобнее всего подключать на систему главных реле. Нумерация по сканеру и диагностическому листу начинается от блока управления.

Нижние болты крепления элементов прикрыты металлическими планками, которые придется открутить, чтобы добраться до болтиков крепления элементов к корпусу.

Вентилятор охлаждения ВВБ требует к себе аналогичного внимания. Визуально оценить степень его загрязненности без снятия не представляется возможным. Поэтому лучше потратить 15 минут, но быть уверенным в его чистоте. Болты крепления вентилятора также сильно подвержены коррозии. Поэтому откручиваем аккуратно.

Ремонт самой ВВБ выполняется полностью аналогично ремонту ВВБ Prius 11.

В следующем номере журнала мы рассмотрим особенности ремонта и обслуживания высоковольтных батарей на Prius в 20-м, 30-м кузовах и других современных моделях гибридов от Toyota и Lexus.

  • Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены