Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 15

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 15

Прошлый урок был закончен следующими словами:

«Теперь переходим к самому сложному и важному моменту в процессе ремонта ВВБ – мы должны эти 40 элементов сгруппировать парами таким образом, чтобы в каждой паре получилось по два элемента с суммарной остаточной емкостью, равной всем остальным парам! Это основное, наиважнейшее требование. С самим процессом подбора элементов в пары можно будет также разобраться, прочитав будущую книгу или посетив наши курсы. Если вы хотите проверить, сможете ли это сделать самостоятельно, то попробуйте собрать 20 пар из представленных элементов по остаточному напряжению. Например, берем элементы № 1 и 10. Получаем общее остаточное напряжение пары 7,00 В. Теперь нам нужно подобрать из оставшихся 38 элементов такую же пару: например, элементы № 2 и 30. Получаем на них 7,00 В. Следующая пара: элементы 3 и 5. В сумме они дадут те же 7,00 В».

Продолжим.

Такие пары будут отлично работать в собранной батарее. Но подобрать их очень сложно – попробуйте сделать это самостоятельно. После прохождения курсов на экзамене мы даем на выполнение этой работы всего 5 минут. И 99% курсантов с этим заданием успешно справляются. Теперь, когда «на бумаге» у нас все элементы подобраны по остаточной емкости в одинаковые пары, мы производим сборку ВВБ.

Физически сложного тут ни чего нет, главное внимательность. Нужно не перепутать вставляемые в пары номера элементов, а также их полярность (в блоке ВВБ элементы в парах стоят в «положении 69»). То есть первый элемент вставляется в блок «+» к себе, а второй, наоборот, «–» к себе. Если вы перепутаете полярность, то вызовете короткое замыкание в ВВБ. Для облегчения процесса сборки японцы сделали торцы элементов разной формы: так, «+» имеет форму квадрата, а «–» форму шестиугольника (фото 1).

Фото 1. Торцы элементов
Фото 1. Торцы элементов

И второй момент: при разборке блоков ВВБ я обращал ваше внимание на температурные датчики и защелки белого цвета, которыми крепятся провода от этих датчиков. Сейчас пришло время поговорить о них поподробнее. Во-первых, сама установка температурных датчиков на элемент. Датчик крепится к элементу в тот момент, когда мы наполовину вставили элемент в блок (фото 2).

Фото 2. Элемент, наполовину вставленный в блок
Фото 2. Элемент, наполовину вставленный в блок

Если мы закрепим датчик на элементе раньше, то нам не удастся после этого вставить элемент в блок – не хватит длины проводов. Во-вторых, головку температурного датчика нужно закрепить посередине второго элемента в «бамбуке», если считать элементы от снятой крышки (фото 3). Как и чем его закрепить? Для этого отлично подойдет самый обыкновенный скотч.

Фото 3. «Бамбук»
Фото 3. «Бамбук»

В-третьих, после сборки всего блока, перед установкой оранжевой крышки, нужно обязательно подтянуть четыре пары проводов температурных датчиков вверх и проверить наличие всех белых защелок (фото 4). Часто при снятии защелки «улетают» в неизвестном направлении или просто теряются. Если вы не установите хоть одну такую защелку на свое место, то при установке боковой крышки вы, скорее всего, перерубите острыми краями крышки один или несколько проводов температурных датчиков.

Фото 4. Белые защелки
Фото 4. Белые защелки

Собрав элементы в блоки, производим сборку самой ВВБ в последовательности, обратной разборке. В этом случае стоит обратить внимание на температурный датчик при установке вентилятора охлаждения – его надо вставить в свое гнездо перед прикручиванием вентилятора к корпусу. Те, кто забывают это сделать, могут раздавить датчик корпусом вентилятора.

Собрав ВВБ, устанавливаем ее на автомобиль. Тут также вся сборка делается в последовательности, обратной разборке. Нужно только обратить внимание, что после установки на ВВБ штатного зарядного устройства вы должны подключить в этом месте четыре разъема (фото 5). Многие забывают про один разъем, который плохо видно (фото 6). Все, сборка и установка ВВБ на автомобиль закончены. Сервисный размыкатель установлен на место. Вспомогательный АКБ подключен.

Фото 5. Разъемы
Фото 5. Разъемы
Фото 6. Малозаметный разъем
Фото 6. Малозаметный разъем

С чего мы начинаем запуск и проверку отремонтированной ВВБ? С эквализации. То есть включаем на 15 секунд зажигание и выключаем. После этого запускаем ДВС. Эквализация по умолчанию включилась (условия включения, или, вернее, не включения, я описывал ранее). Ждем, пока блок управления отключит эквализацию. Если ВВБ отремонтирована правильно, то эквализация будет идти довольно долго (иногда до 15 минут). При этом на мониторе все еще будет гореть значок неисправности, а в блоках управления ВВБ и гибридки – «сидеть» ошибки С2579 и С2679.

Произвести просто «стирание» этих ошибок сканером или сбросом минусовой клеммы у вас не получится. Почему? Потому что после процесса эквализации мы должны сканером «прошить» блок управления ВВБ, т. е. установить в нем принудительно значение дельта SOC, равное 20%.

Как это правильно сделать?

1. Дожидаемся окончания процесса эквализации и выключаем зажигание.

2. Включаем зажигание и входим сканером в блок управления ВВБ.

3. Входим в раздел Utilities.

4. Выбираем там пункт Initialisation.

5. Читаем короткую инструкцию и условия и нажимаем «Enter».

6. Выключаем на 10 секунд зажигание.

7. Включаем зажигание и нажимаем клавишу «ок».

Все. Процесс инициализации блока управления ВВБ закончен. То есть все ошибки из блока автоматически удалены, а дельта SOC выставлен равным 20%. После этого заходим в блок управления гибридной системы и стираем там ошибку С2679. Теперь автомобиль готов к пробной (тестовой) поездке. Для тестовой поездки нам нужен участок дороги, где мы можем безопасно разогнать автомобиль до 128 км/ч. Почему именно до 128? Об этом знают только японские инженеры. Именно они придумали такой тест, который называется «динамический».

Во время проведения этого теста мы с вами убьем сразу двух зайцев: 1) проверим мощность автомобиля; 2) посмотрим, как мы отремонтировали ВВБ или, другими словами, проверим ВВБ на исправность.

Обязательные условия для проведения динамического теста.

1. Исправный автомобиль с прогретым ДВС; штатная резина (165/65–15). Если используется другая резина, то необходимо внести поправку в показания максимально развиваемой скорости. Так, на самой распространенной резине, которую можно встретить на Prius в 1–11-м кузовах (185/65–15), показания скорости должны достигнуть 112 км/ч.

2. Уровень заряда ВВБ (SOC) превышает 72%. Обратите особое внимание на этот пункт, так как если уровень заряда ВВБ перед началом теста будет меньше указанного, то данные замеров будут не корректны.

3. Прямой участок дороги (длиной около 1 км) без спусков и подъемов.

4. Отсутствие сильного встречного или попутного ветра.

5. Наличие в машине подключенного сканера (фото 7), выведенного в функцию записи параметров (на тех сканерах, которые поддерживают данную функцию) или выведенного на экран параметра из блока управления ВВБ «минимальное напряжение на связке ВВБ» и номер этой связки (фото 8).

Фото 7. Подключенный сканер
Фото 7. Подключенный сканер
Фото 8. Монитор с выведенными параметрами из блока управления
Фото 8. Монитор с выведенными параметрами из блока управления

Итак, начинаем тест.

За руль в этом случае лучше всего посадить самого хозяина ремонтируемого автомобиля (как мы помним, он у нас активно принимает участие в процессе ремонта). Вы со сканером садитесь на пассажирское сиденье. Объясняете владельцу машины, что его задача по вашей команде резко нажать педаль газа в пол и не отпускать ее ни на одну секунду до вашей команды прекратить разгон или появления опасности на дороге (соблюдение ПДД прежде всего).

Что мы с вами должны увидеть во время этого теста?

1. Автомобиль должен набрать скорость 128 км/ч.

2. Ни один элемент (связка элементов) при этом не должен просесть ниже 12,0 В по напряжению.

3. Индикатор заряда ВВБ на мониторе при этом не должен упасть в «желтый» сектор.

4. После окончания теста показания параметра дельта SOC должны остаться ровно 20,0%.

Если все четыре условия при выполнении теста соблюдены, то поздравляю вас – вы действительно отремонтировали ВВБ! Если не соблюдены, то, значит, где-то в процессе ремонта вы допустили ошибку, и надо начинать все с самого начала. Почему мы с вами использовали для обучения ремонту ВВБ в качестве примера Prius в 10-м кузове? Потому что это самая сложная в ремонте из всех типов и видов высоковольтных батарей! Если вы сможете отремонтировать ВВБ на Prius в 10-м кузове, то, например, ремонт ВВБ на Lexus CT200H покажется вам простым до безобразия. На этом сегодня остановимся.

В следующий раз будем говорить об особенностях ремонта ВВБ на автомобилях Prius в 11-м, 20-м и 30-м кузовах, а также на гибридных Camry, Estima и Lexus.

  • Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены