Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

СТО: лишних денег не бывает…

СТО: лишних денег не бывает…

В современных сложных условиях для СТО одним из важнейших факторов выживания становится расширение объема и ассортимента предложений своим клиентам. Ранее станция могла отказаться от продажи сопутствующих «расходников» и недорогих работ. А сегодня такие, казалось бы, мелочи, как замена щеток стеклоочистителя, чистка салона, полировка фар не только приносит дополнительные средства в кассу, но и повышает лояльность клиента.

Щетки стеклоочистителя

Ключевых изобретений, сделавших «дворники» такими, какими мы их знаем, было всего два. В 1903 году в США изобретатель Мари Андерсон придумала идею колебания щеток стеклоочистителей. И в 1964 году американский изобретатель Роберт Кернс придумал, запатентовал и внедрил идею «задержки» или «временной интервал» при работе стеклоочистителя. И с тех пор конструкция стеклоочистителей только совершенствовались.

Система очистки ветрового стекла состоит из двух компонентов – механизма привода и самих щеток. Сначала они приводились в действие руками (вращением ручки в салоне). Затем появились другие системы – работающие через трос от двигателя, пневматические, гидравлические и электрические. И сегодня на абсолютном большинстве автомобилей щетки работают от электродвигателей.

Щетки сегодня являются «расходниками» – срок их службы относительно невелик: от полугода до года.

Конструкция щетки практически у всех производителей состоит из трех компонентов: резиновой ленты, которая очищает стекло, держателя, на которой эта лента закрепляется, а также коннектора, с помощью которого вся конструкция крепится к рычагу стеклоочистителя.

Конструкция щетки при движении испытывает воздействие трех сил – прижатия, перемещения и скручивания. Причем две последние силы – знакопеременные.

Но при этом щетка должна обеспечивать равномерное давление по всей своей длине, хотя форма ветровых стекол на современных автомобилях достаточно сложная.

В дополнение ко всему, щетка всегда работает в агрессивных условиях: дождь, снег, мороз. Кроме того, скорости автомобилей постоянно растут, и щетка должна обладать хорошими аэродинамическими свойствами.

И для того чтобы обеспечить весь срок эксплуатации щеток, инженеры ежегодно улучшают их конструкцию, используя самые современные материалы и технологические решения.

Сегодня на рынке предлагается три вида конструкции щеток стеклоочистителя: каркасные, бескаркасные и компиляция первых двух – гибридные (ими в основном комплектуют азиатские автомобили).

Однако надо отметить, что ни одна из этих конструкций не является «универсальной», одинаково хорошо работающей и зимой, и летом. Поэтому замена щеток на «зимние» (вместе с шинами) представляется разумным решением.

Примерно 95% автомобилей, сходящих сегодня с конвейеров, оборудуются бескаркасными щетками, не имеющими сочлененных деталей. В принципе, для городских условий бескаркасные щетки наиболее рациональны – поскольку не требуют дополнительного внимания. Однако надо помнить, что сила прижима рычагов к стеклу для бескаркасных щеток необходима большая, чем для традиционных каркасных.

Специализированные «зимние» щетки как раз каркасные. Именно они показывают лучшие результаты в условиях снега с дождем, липкого снега, сильного снегопада, мороза.

Гибридные щетки отличаются тем, что их каркасная конструкция «спрятана» в водонепроницаемый аэродинамический чехол. В этот чехол засыпан специальный порошок (что-то вроде талька), который выступает в качестве сухой смазки, чтобы при колебании температуры не возникало заеданий в элементах сочленения. И кроме того, этот порошок абсорбирует влагу.

Особенность «зимних» щеток – резиновая лента на них не имеет уже привычных продольных канавок, напоминая собой лезвие ножа. Канавки на ленте служат для улучшения пластичности ленты, чтобы она лучше адаптировалась к форме стекла. Но многие современные автомобили имеют достаточно плоское и большое ветровое стекло, и эластичности «бесканавочной» ленты вполне хватает для очистки по крайней мере 90% ометаемой поверхности. Такие щетки не требуют постоянного «вылезания» из салона и «обстукивания» снега – даже если на них лежит сугроб, они сохраняют свою эффективность.

Практически все крупные производители выпускают несколько серий щеток для различных погодных и климатических условий.

В ассортименте Bosch есть три торговые линейки щеток стеклоочистителей: Aerotwin, Twin и ECO. И для зимнего периода компания рекомендует использовать бескаркасные щетки Aerotwin, которые выпускаются более чем для 95% моделей современного легкового автопарка.

При производстве щеток используется трехкомпонентная синтетическая резина. Задняя поверхность чистящего элемента имеет мягкий состав для обеспечения плавного и бесшумного скольжения. Трущая кромка чистящего элемента выполнена из твердой резины, что существенно снижает ее износ. На поверхности трущей кромки нанесено специальное покрытие, повышающее плавность скольжения и качество очистки стекла.

При этом специальный состав синтетической резины позволяет успешно использовать Bosch Aerotwin как зимой, так и летом.

Владеющая брендом MEYLE компания Wulf Gaertner Autoparts AG включила в свой ассортимент и линейку щеток стеклоочистителя. Традиционно широкий ассортимент фирмы охватывает более 90% всех моделей автомобилей – длина щеток варьируется от 300 до 700 мм с шагом в 25 мм.

Компания Federal-Mogul применяет технологию покрытия бромом резиноэлемента на основе натурального каучука для стеклоочистителей – это не только снижает коэффициент трения, но и повышает износостойкость: это покрытие обеспечивает до 200 тыс. циклов без снижения очищающих свойств.

Фирма DENSO предлагает широкий ассортимент щеток стеклоочистителя: стандартные, гибридные, для заднего стекла и бескаркасные. Однако большую часть ассортимента составляют гибридные щетки стеклоочистителя.

Полировка рассеивателей головных фар

Но большинство автовладельцев не обращает внимания на снижение прозрачности рассеивателей головных фар. Хотя при потере своей первоначальной прозрачности они снижают силу света фар в 2 раза – с нормативных 1600 кд до 800 кд – а то и меньше.

С такой силой света обязательно будут проб­лемы с прохождением техосмотра. Но гораздо опаснее ухудшение видимости на ночной дороге.

Кустарная полировка фар с помощью одного из составов для полировки кузова проблем не решает. Через месяц владелец заметит, что оптика опять мутнеет и свет фар становится совсем тусклым. И опять нужно полировать рассеиватели – пока пластик не протрется до дыр.

Качественная полировка фар, а вернее, пластиковых рассеивателей света – процесс достаточно быстрый и эффективный. И он дает гарантированный результат примерно на год (в зависимости от условий эксплуатации автомобиля). Но полировка должна проводиться по специальной технологии и соответствующими материалами.

Таких предложений на рынке немного. И все они в той или иной степени похожи. Одно из лучших – технология и материалы от компании Egualizer, которые предлагает на рынке компания ЮВК.

Технология полировки Egualizer эффективна, проста, понятна и не требует много времени. Все необходимое для работы собрано в один небольшой чемоданчик.

Первая операция: обработка места полировки специальным очистителем для пластика, который удаляет все микрозагрязнения. Но при этом сам очиститель не оказывает отрицательного воздействия на пластик.

Второй этап – абразивная обработка. В набор входят два типа наждачной бумаги: Р1500 и Р2000; с их помощью выравнивается поверхность пластика. Сначала обработка проводится более крупнозернистой Р1500, а затем окончательная – Р2000.

Поверхность фары обрабатывается только «по мокрому» – наждачная бумага, входящая в набор, водостойкая. И второе уточнение: движение абразива должно быть только возвратно-поступательным, а ни в коем случае не круговым!

После выравнивания поверхности наждачной бумагой применяется специальная полироль. Состав наносится на салфетку и круговыми движениями располировывается вся поверхность.

Важно! После завершения обработки полиролью остатки препарата необходимо тщательно удалить.

И в заключение – финишная обработка препаратом Shine Rectorer. Этот препарат восстанавливает глянец, но что гораздо важнее – служит долговременной защитой огт механических повреждений и воздействия ультрафиолета (который и придает желтизну пластику). Кстати, фактически это тот самый состав, который используют при производстве пластиковых фар на заводах.

Чистка салона

Традиционно чистка салона «отдается на откуп» автомойкам. Однако эта работа может стать для СТО хорошим дополнением к ремонту и обслуживанию автомобиля. Тем более, что сегодня на рынке появились универсальные препараты, не требующие сложной технологии применения.

Такие препараты «наукоемкие», сложные по составу, но при этом рассчитаны на использование неквалифицированными кадрами.

В частности, универсальный пенный очиститель 1 NEW CLEAN ALL предназначен для тканевой и виниловой обшивки, ковриков, напольных и потолочных покрытий, хрома.

Он содержит биоактивные вещества для максимально тщательной очистки практически любых поверхностей салона. Сильнодействующая пена гарантированно удаляет пятна и восстанавливает первоначальный внешний вид виниловых, тканевых, ковровых, резиновых, хромовых и никелированных покрытий.

Использование этого препарата очень простое – необходимо встряхнуть баллон, а затем покрыть пеной поверхность. Затем подождать 30–40 секунд – и убрать грязь сухой чистой салфеткой. При необходимости (большая площадь загрязнения) надо растереть пену после нанесения. Кстати, сверху к крышке баллона приделана специальная пластмассовая щетка…

Ограничения по использованию этого препарата просты. Не рекомендуется применять его для очистки стекол или наружной обшивки автомобиля.

Очистка шин

Внешний вид шин на отремонтированном в СТО автомобиле, конечно, не влияет на его ходовые качества. Однако при сдаче машины любая мелочь может сделать человека либо постоянным клиентом станции, либо оттолкнуть его навсегда. Что сегодня недопустимо.

Современные препараты позволяют очищать шины и придавать им товарный вид быстро и просто.

В частности, пенный очиститель шин 1NEW FOAMING TIRE CLEANER растворяет и очищает грязь, пыль и смолы. А также защищает их от выцветания и растрескивания. После нанесения он отталкивает влагу, смолы и грязь.

Причем применение этого препарата не требует никаких особых технологий. Надо всего лишь просто встряхнуть баллон, нанести пену на шину (на мокрую или сухую поверхность) и дать ей впитаться. И вытирать пену не надо…

Ограничений всего два. Не распылять на тормозные диски и колодки, коврики для пола, сидения. И не использовать для шин мотоциклов.

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены