Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Школа Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок 8

Школа  Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок  8

Термины в меню специальных функций Аdaptation, Reset, Learning, Initi­alisation, Values, Adjusting и др.

Перед тем как изучить особенности лексики стандартных меню в специальных функциях, давайте подведем итого прошлого урока, посвященного меню актуаций исполнительных механизмов. Задание состояло из того, чтобы определить, какие функции можно активировать в меню автомобилей Lexus GS и Hyundai Genesis, и какие при этом требуются условия для подготовки и выполнения тестов.

Начнем с Hyundai. На скриншоте меню актуа­ции соленоида изменения фаз впускного распредвала первого банка двигателя. «Cam» – часто встречающееся сокращение слова «camshaft», что означает распредвал. Как мы уже выяснили на прошлом уроке, «Intake» означает впускную систему. Помним, что термин может иметь несколько смыслов в зависимости от системы, где он указывается. Если во впускной системе он определяет все, что связано с подачей воздуха или топлива в двигатель, то в системе трансмиссии в словосочетании «Intake Shaft» это же слово будет иметь немного другой, но близкий смысл – «Входящий вал». Противоположный термин для компонентов выхлопной системы – «Exhaust». Таким образом, в меню скриншота нам предлагалось провести актуацию соленоида и принудительно изменить фазы по команде сканера. В таблице приведены условия выполнения теста:

Время: До нажатия кнопки Стоп

Метод: Актуация

Условие выполнения: Включить зажигание, Запустить двигатель, Набрать 1100 rpm

Обратите внимание, что на первом скриншоте и в прошлом номере журанала выше условий проведения теста расположен список других активируемых компонентов. Среди них – соленоидные клапаны системы изменения геометрии впускного коллектора. Соленоиды используются для удлинения канала подачи воздуха или, наоборот, сокращения, в зависимости от требования программы блока управления двигателем. Но главное слово тут для нас – «Variable». Этот термин касается всех компонентов с изменяемой геометрией, а также параметра, который может изменяться в зависимости от условий. Например, турбины.

Второй скриншот, представленный как домашнее задание в прошлом номере, сделан в меню диагностики двигателя Lexus. В нем предлагается активировать вакуумный клапан приостановки процесса продувки клапана адсорбера. «VSV», или «Vacuum Switch Valve», – это часто встречаемая аббревиатура у автомобилей Toyota/Lexus, обозначающая вакуумный клапан. Надеюсь, что по описанию соблюдения условий выполнения данной функции проблем у наших читателей не возникло:

Время: До нажатия кнопки Стоп

Метод: Актуация

Условие выполнения: Включить зажигание, Запустить двигатель

Система адсорбера особенно важна для американских автомобилей или машин, пригнанных с рынка Северной Америки, где ее диагностика – неотъемлемая часть диагностического процесса двигателя. Сокращенно она обозначается словом «EVAP» и в европейских версиях моделей имеет гораздо меньшее значение и контрольных датчиков. Тут этот же термин может обозначать совсем другой элемент, а именно радиатор кондиционера климатической системы, который по своему назначению является «испарителем», превращая хладагент из воды в газообразное состояние. Радиатор, который отвечает за обратный процесс перевода газа в жидкость, будет называться «Condenser», поскольку его задача – конденсация хладагента.

Теперь давайте обсудим некоторые часто встречающие слова в описании специальных функций. Конечно, лексический набор терминов зависит от особенностей системы, с которой мы работаем. В этом уроке постараемся остановиться на тех трудностях, которые могут возникнуть при понимании условий тех или иных функций, поскольку правильное выполнение условий гарантирует нам точное и безопасное выполнение процедуры.

Большинство изготовителей диагностического оборудования хорошо и подробно документируют выполнение процедур. Чем более подробно они описаны, тем лучше прибор. В дилерской документации описание может занимать несколько страниц. Как правило, сначала дается информация о том, зачем данная процедура нужна, в каких случаях она используется и к каким результатам приведет, а также где проводить процедуру. На улице, как при регенерации сажевого фильтра, или внутри сервиса. Далее идут условия подготовки автомобиля. Они могут быть помечены разделом «Prerequisites». В нем находится информация о статусе работы двигателя, выключении электрической нагрузки, уровнях жидкости, состояния педалей и положения селектора КПП и т. п. Сама процедура выполнения задачи описывается в пошаговой инструкции в последующем разделе, который каждый из производителей сканеров может называть по-своему.

Тут следует уделить внимание диалоговым окнам, которые сопровождают выполнение процедуры и говорят нам о том, на каком этапе она находится. И многие слова нам уже знакомы. Например, «error» – это ошибка выполнения действий программы, «abort» – ее отключение под влиянием какого-то внешнего фактора, «fail» – индикация невозможности выполнения поставленной программой задания и т.д. В случае успешного проведения функции нам также будет об этом указано, например «Success» сигнализирует о достижении нужного результата, в то время как известное нам «Complete» – просто констатация факта завершения выполнения заданных программой действий, без получения позитивного или негативного результата.

В процессе работы в меню специальных функций следует правильно понимать, что будет происходить с компонентом в процессе выполнения указанных действий. К сожалению, тут происходит полная неразбериха именно в русской интерпретации, которая вносит смуту в правильное понятие того, что реально нужно выполнить. Мне приходилось наблюдать, как некоторые диагносты пропускают приведенную здесь информацию и слепо нажимают кнопки «далее», особо не вникая в подробности процессов, которые они выполняют. А зря! Например, многие функции называются «программированием», как, к примеру, «Программирование форсунки». На самом деле, «программирование» – это смена программного обеспечения в блоке управления или обновление его версии, как если бы мы обновили Windows 7 на Windows 10 на обычном ноутбуке. В случае выполнения действия, которое многие называют «программирование датчика» или «программирование форсунок», имеется в виду совсем не замена ПО, а просто ввод в уже существующую программу информации о компоненте. Это может быть уникальный код форсунки, код аккумулятора или код датчика давления в шинах, а может быть просто информация о том, что данный компонент заменен на новый. Такая процедура, которая не меняет микропрограмму, правильно называется кодированием – «Coding», если вводится код, или «Learning» либо «Adaptation», если мы просто информируем блок о замене детали на новую.

В первом случае происходит «обучение» программы блока управления новым условиям ее работы. Это может быть процедура обучения правильности работы двигателя на холостом ходу или управление блоком дроссельной заслонкой. После выполнения этой функции ЭБУ подтверждает завершение процедуры словом «Learned». У автомобилей концерна GM функция под названием «Gear Learn» в блоке бензинового двигателя на самом деле обозначает не адаптацию некоей шестерни, а прописку в память блока замены датчика коленвала после замены самого датчика, или махового колеса, или же блока управления двигателем.

Термин «Adaptation» подразумевает схожую операцию, но он больше относится к адаптации памяти блока, когда программа учится использовать полученные сигналы для изменения управления системой по определенным моделям управления. Например, многие программы имеют встроенные алгоритмы износа компонента на протяжении эксплуатации автомобиля. Понятно, что физические данные нового аккумулятора будут отличаться от того, который «прошел» сотню тысяч километров. Поэтому алгоритм зарядки такого аккумулятора также будет отличаться. Если не сделать адаптацию новой батареи, то ЭБУ будет заряжать ее таким же образом, как и старую, что приведет к ее быстрому выходу из строя. Современные программы могут иметь множество таких алгоритмов, например, по моторному маслу и другим жидкостям, ремням, колодкам и т.д.

В некоторых случаях замена компонента производится через функцию сброса накопленной информации и настроек (Values) в памяти блока управления или «Reset». В таком случае память модуля будет очищена и, например, ЭБУ может потерять понимание того, как регулировать стабильный холостой ход или какие радиостанции сохранил водитель в памяти радио. Такой сброс памяти для блока управления может означать установку нового компонента с последующим выполнением обучения блока его правильным управлением через отдельную процедуру.

Установка нового компонента может также называться инициализацией, или «Initialisation». Суть процедуры примерно такая же, как и обучение, но она имеет оттенок разрешения или «валидации» (разрешению) использования компонента. Часто используется при адаптации блоков управления, когда в память нового блока требуется ввести VIN и/или дополнительную информацию об автомобиле. Эта же функция используется при замене форсунок на новые без необходимости ввода их специфического кода, например, у дизельных автомобилей Peugeot/Citroёn. Кодирование форсунок в таком случае будет уже отдельной процедурой в своем отдельном меню.

Если нам необходимо выполнить какую-либо регулировку, например, опять таки холостого хода, то такая операция может называться напрямую – «Adjusting». В таком меню нам, возможно, придется что-то отрегулировать. К примеру, уровень СО на холостом ходу и т. д. Другой вариант «Настройки» – «Setting», который чаще встречается в меню настроек сервисных интервалов. Он, как правило, используется для ввода даты проведения текущего или следующего сервиса, пробега и другой подобной информации.

В целом каждый производитель сам определяет свою терминологию. Наша задача правильно в ней ориентиров аться и понимать нюансы. Иногда необходимость проведения адаптации после замены детали так и обозначается «Replacement» или «Change». Например, если это меню замены клапана рециркуляции «Replacement of EGR valve», то в нем мы найдем информацию о том, что необходимо провести адаптацию клапана после его замены через определенную процедуру так, чтобы ЭБУ понимал, какое количество газа новый клапан пропускает через себя в отличие от старого.

На деле ЭБУ в автоматическом режиме один или несколько раз закроет и откроет клапан для понимания, в каком положении он закрыт и открыт. Эта информация, или «EGR values», будет сохранена в памяти блока до следующей адаптации или изменится по мере эксплуатации автомобиля в соответствии с Values, установленными в программу изначально.

В следующем уроке мы разберем специфические термины, относящиеся к области системы иммобилайзера, программированию ключей и брелоков. А сейчас, как обычно, домашнее задание. Попробуйте разобраться на приведенных скриншотах, какие функции надо выполнить и для каких систем.

Словарик для запоминания

Exhaust выпускной, выхлопная система

Shaft вал

Variable изменяемый

Valve клапан

Evap адсорбер, испаритель

Condenser радиатор кондиционера

Prerequisites условия выполнения теста

Success успешное завершение действия

Learning функция обучения

Learned статус «Обучен»

Adaptation адаптация

Value значение, параметр, сохраненная информация

Initialisation инициализация, «привязка»

Adjusting регулировка, настройка

Setting настройка

Replacement замена детали

Change замена детали

Учебный центр «Инжекторкар», www.injectorcar.ru

  • Станислав Светозаров, директор компании «Нео Системс»

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены