Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Школа Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок 2

Школа  Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок 2

Коды ошибок и термины проб­лем в электрических цепях (Switch, Circuit, Open/Clo­sed, Short, Ground, High/Low, Output/Input, Range, Performance, Intermittent, Plausibility и др.)

В прошлом нашем занятии мы постарались объяснить, почему работа с оригинальным англоязычным текстом в диагностических приборах дает лучшую картину получаемой информации и удобнее для профессионала, чем сомнительный перевод программы на русский язык. Конечно, речь идет об импортном приборе, поскольку отечественные производители отдают много внимания грамотному текстовому наполнению своих приборов. Мы также познакомились со стандартными терминами в меню сканеров. В этом уроке мы будем учиться понимать и расшифровывать диагностические коды ошибок, которые создает процессор блока управления, если определяет, что есть неисправность в системе, которую он контролирует.

На протяжении многих лет я регулярно получаю письма и вопросы на форумах с просьбой расшифровать тот или иной код ошибки. Со временем мне стало понятно, что 80% кодов создается по одному и тому же алгоритму, и если диагност понимает несколько ключевых слов и англоязычные названия компонентов, ему не составит труда определить, что имел в виду программист, когда закладывал данный «флаг» неисправности в программу блока управления.

Сразу замечу, что мы не будем изучать и перечислять на наших уроках названия компонентов. Вы сможете сами легко найти перевод в электронных или бумажных словарях, и если постоянно работаете с одними и теми же марками, легко запомните их самостоятельно. Некоторые, особенно ранние системы, создают ошибку, которая включает только лишь название компонента, например, «TDC Sensor» – «Датчик верхней мертвой точки», а далее подразумевается, что диагност должен разобраться, неисправен ли сам компонент, или его проводка, или сам блок. В принципе трудностей с лексикой тут нет никаких. Поэтому мы остановимся только на тех терминах, которые или имеют ключевое значения для понимания, или слишком многозначны, или же имеют очень много разных вариантов интерпретаций.

Итак, давайте попробуем разобраться. Прежде всего, надо помнить, что такое блок управления и что делает его программа. Одна из его главных задач – мониторинг входящих сигналов, сравнение их с заложенным в программу диапазоном и реакция на изменение исходящим управляющим сигналом напряжения или тока, а также создание и сохранение в памяти кода ошибки, если полученная ЭБУ информация выходит за диапазон или не совпадает с целевым значением. Иными словами, ЭБУ контролирует электрические цепи, а именно землю, напряжение, ток или сопротивление, в зависимости от своей функции, а также цифровую информацию, о которой мы будем говорить отдельно, когда приступим к терминологии шин данных.

Значение слова «неисправность» или «проб­лема» в английском языке может выражаться большим количеством слов. При этом я заметил, что производители придерживаются разной традиции в названии одинаковых проблем. Одни описывают неисправности в системе, как «Error», другие как «Fault», «Trouble», «Problem» или «Malfunction». В нашем языке под этими словами нужно подразумевать какую-то проблему с тем компонентом, к которому они относятся.

Первый мониторинг целостности цепей блок управления проводит сразу после подключения питания, т.е. перевода зажигания в положение ON. Если определена проблема, то ее характер будет сразу же описан в создаваемом коде ошибки, и если неисправность важная, подан сигнал на включение лампы неисправностей. Сразу обращаем внимание на довольно частое употребление в описании кодов слов «On» (Включать) и «Off» (Выключать). Первое слово, как правило, подразумевает начало какого-то действия, например подачу питания или активацию элемента, но также может давать характеристику состояния залипшего в открытом состоянии соленоидного клапана (например, «Pressure control solenoid «A» Stuck On»). В коде «Central Unlock Control Circuit Stuck On» слово On обозначает, что цепь замкнута и находится под напряжением, в отличие от Off, где имеется в виду, что цепь разорвана или отключена. Off обозначает любую ситуацию с прекращением действия, обрывом коммуникации или отключением питания, например, «Body Sensor Cut Off».

Одно из важных слов, которое надо запомнить, это «Circuit», что обозначает любой тип цепи. Большинство кодов как раз и характеризуют то состояние, в котором находится Circuit. Иногда это слово для компактности сокращают до «Cir», «Ct» или просто «С». В 9 из 10 описаний кода ошибок вначале будет указан компонент, потом информация, что протестирована Circuit, и в конце ее конкретное состояние. Тут может быть несколько вариантов в зависимости от ситуации.

1. Состояние «Open» – разомкнутая цепь, т.е. цепь с нарушенной непрерывностью «Passenger Airbag Telltale Lamp Circuit Open» (Разрыв цепи контрольной лампы пассажирской подушки безопасности). Как правило, эта пометка дается тогда, когда цепь компонента зависает под напряжением. Если же слово «Open» относится не к цепи, а к соленоидному клапану с пометкой «Stuck» (Залип) как в варианте «Valve Stuck Open», то это будет означать физическое состояние клапана, ход которого который заблокирован в открытом состоянии. В случае если цепь замкнута без подачи питания, вместо «Open» будет употреб­лено слово «закрытый» – «Circuit Closed». Не путать с тем же словом в случае, если это не цепь, а соленоидный клапан – «Valve Stuck Closed». Теперь это описание не цепи, а блокированного в закрытом состоянии клапана.

2. Состояние «Short» означает «замкнутая цепь», что сигнализирует о наличии короткого замыкания или на землю – «Short on ground» или «Short to earth» (в сокращенном варианте «Gnd»,«G» или просто «–»), или на бортовое напряжение 12 вольт – «Short on B+», оно же «Short on battery», «Short on positive» или просто «+». Например, «Short On Ground Or Open Circuit Of Fuel Pump Relay» переводится как «Короткое замыкание на землю или разрыв цепи реле топливного насоса».

Сразу обратим внимание на то, что слово «Short» и его производные, кроме «коротыша» в смысле «замыкания», имеет другое значение. «Short» – «Короткий, Недостаточный» по размеру или по объему. Поэтому не стоит путать короткое замыкание в коде о состоянии электрической цепи с употреблением того же слова в варианте «Short Term Fuel Trim», где имеется в виду «Короткий топливный цикл», или в выражении «Smooth Capacitor Charge Shortage» – «Плавный дефицит заряда конденсатора». Тут описан недостаток чего-либо. Также «Short» может употребляться в смысле короткого промежутка времени действия.

3. Бывает, что программа модуля не может распознать, имеется ли разрыв или замыкание цепи, но определяет сигнал как не совсем похожий на тот, которого ожидает. Тогда цепь компонента помечается кодом в состоянии «неправдоподобности» или «Plausibility», например, «Accel Sensor Plausibility» или «Сигнал датчика педали газа неправдоподобен». Другой вариант этого же значения, но как прилагательное «Недостоверный» – «Implausible», например, в коде ошибки о недостоверном сигнале потенциометра клапана дросселя – «Throttle Valve Potentiometer 1 – Signal Implausible». Смысл в том, что ЭБУ находится в состоянии тестирования сигнала датчика, не доверяя его значению полностью. При этом сигнал сенсора может и не выходить за рамки дозволенного, однако не соответствует ситуации по другим косвенным признакам.

4. Если сигнал от компонента прерывается или в сигнале происходят резкие колебания, которые отличаются от заложенного в программу ЭБУ алгоритма, то такое состояние будет помечено словом «Intermittent». В этом случае блок управления то получает информацию о нормальном сигнале, то сигнал пропадает. Например, «Injectors Control Intermittent» или «Прерывистый сигнал управления форсунками».

5. Если блок управления не может точно определить, замкнута или разомкнута цепь, то он может просто выдать название компонента, к которому относится цепь, и информацию о том, что ему не нравится ее работа или диапазон работы сигнала с данного компонента. В таком случае употребляется словосочетание «Circuit Range/Performance» – «Диапазон/Pабота цепи». Это может относиться к странному диапазону работы датчика, например, кислородного. Если сигнал в цепи не соответствует заданному диапазону, то ошибка будет помечена «Out of Range», т.е. сигнал находится вне нужных рамок.

6. Современные блоки управления умеют не только довольно точно определять тип проб­лемы, но и создавать код ошибки и переходить в аварийный режим управления, если получаемый ЭБУ сигнал не выходит за рамки определенного программой диапазона. Он может быть подозрительно выше или ниже привычного уровня. В таком случае к названию цепи компонента будет добавлено слово «High», если сигнал выше, чем нужно, и «Low», если сигнал ниже требуемого уровня. Примеры таких кодов ошибок: «Rough Road G-Sensor Circuit High Input» – «Высокий входящий сигнал цепи G-датчика неровной дороги». В описании ошибки «Remote Keyless Entry Circuit Low» («Низкий сигнал цепи системы удаленного доступа в автомобиль») заложена индикация более низкого сигнала в цепи системы иммобилайзера, чем это должно быть.

Поняв, что происходит с сигналом в цепи, необходимо определить, что это за сигнал. Сигналы могут быть двух типов, и очень часто эта информация включена в описание кода ошибки. Входящий сигнал на блок управления помечается как «Input», а исходящий как «Output». Пример: «Stop lamp Relay Output Circuit Open» – «Разрыв цепи выходного сигнала реле лампы Стоп».

Итак, теперь, выучив прилагаемый в конце статьи словарик, мы можем быть готовы к тому, чтобы понять состояние цепи в тот момент, когда была определена неисправность. Как правило, все эти определения находятся в конце описания кода ошибки, поэтому и расшифровывать код ошибки в англоязычном варианте надо начинать не с начала, как мы привыкли в русском языке, а С КОНЦА! Это, по сути, первое и самое главное правило чтения кодов ошибок. Прямо с последнего слова. Тогда в 90% случаев вы сможете быстро и точно провести дешифровку английского выражения из первоисточника.

В заключение привожу пару скриншотов кодов ошибок со сканера AUTOCOM для тренировки. Их мы разберем в начале следующего урока. В третьем уроке мы обсудим, как правильно понимать смысл кодов ошибок по сигналам контролирующих компонентов – датчиков и активаторов.

Словарь для запоминания

Malfunction или Fault: Неисправность

Circuit: Электрическая цепь

Open: Разрыв (цепи)

Short: Короткое замыкание цепи, Короткий по размеру, Недостаточный

Stuck: «Залипшее» состояние клапана, «Зависшая» цепь

Ground или Earth: Земля, заземление

Plausibility: Достоверность, Правдоподобность (сигнала)

Range: Диапазон сигнала

Performance: Работа (цепи, компонента)

Itermittent: Прерывистый, скачкообразный

High: Высокий; Low: Низкий

Input: Входящий сигнал на ЭБУ

Output: Исходящий сигнал от ЭБУ

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены