Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Ремонт коробок передач гибридных автомобилей

Ремонт коробок передач гибридных автомобилей

Вернемся в 2015 год, на страницы мартовского номера журнала «АБС-авто». Тогда мы писали на эту же тему. Давайте вспомним ту статью.

«Инверторы, как и моторы/генераторы, охлаждаются с помощью автономной системы. То есть для охлаждения моторов/генераторов и инвертора в автомобиле выполнен отдельный независимый охлаждающий контур. Он приводится в действие электрической помпой. Если на К10 (модель Prius, реализованная в кузове 10. Такой же порядок маркировки гибридных автомобилей Toyota отнесем и ко всем другим моделям Prius: К11, 20, 30 и т. д.) эта помпа включается при достижении температуры в контуре охлаждения около 48° C, то на К11 и К20 применен другой алгоритм ее работы.

В этих гибридах помпа начинает работать с момента включения зажигания, даже если “за бортом” температура воздуха соответствует –40° C. Такая схема существенно снижает ресурс этих устройств. Что происходит при заклинивании или сгорании помпы? По законам физики, охлаждающая жидкость, прогретая от MG1 и (особенно) MG2, поднимается вверх, где находится силовой модуль инвертора. В нем (инверторе) жидкость должна понижать температуру силовых транзисторов, которые под нагрузкой выделяют значительное количество тепла. Если охлаждение транзисторов прекращается, как в случае с вышедшей из строя помпой, они очень “резво” сгорают. На К11 это самая распространенная поломка. Она на сканере высвечивается ошибкой Р3125 – неисправность инвертора из-за сгоревшей помпы.

На К20 японские инженеры помпу усовершенствовали. К сожалению, надежности от этого добавилось мало. Ресурс помпы вырос всего на 40–50 тыс. км. Тогда Toyota провела сервисную кампанию по замене помпы гибридной системы на Prius К20 по всему миру. Поэтому мы рекомендуем механикам, берущимся за ремонт гибридных автомобилей, давать своим клиентам – автовладельцам К11 и К20, такой практический совет: следует взять за правило летом, хотя бы раз в 2–3 дня, приоткрывать капот на 15–20 секунд при включенном зажигании или при заведенном двигателе. Если заметно движение антифриза в расширительном бачке системы охлаждения – все нормально. Если движение отсутствует – эксплуатировать автомобиль нельзя!»

Напомним, что этой нашей статье скоро «стукнет» 4 года. А она по-прежнему актуальна. Но вернемся в наши сегодняшние реалии. Что нового замечено на рынке?

К сожалению, даже сегодня такая, казалось бы, элементарная операция, как замена масла в коробке передач Prius, может вывести автомобиль из строя. Рассмотрим сказанное на конкретном примере.

Сегодня к нам в гости прибыл красивый бежевый «американец» в 20-м кузове. Прибыл, он, увы, на эвакуаторе. Хозяин машины, Станислав, работает в одном из автоцентров Екатеринбурга. Когда подключили сканер, оказалось, что стандартного листа заказ-наряда не хватает, чтобы переписать все ошибки из всех систем автомобиля (фото 1–7)!

И это еще не все. Но начнем разбираться по порядку. Со слов хозяина, машина заглохла во время движения и запускаться отказалась. Поэтому первым делом мы решаем запустить ДВС, чтобы разбираться с остальными ошибками.

Причину видим сразу – ошибки в «гибридке»: Р0607, Р0А08, Р0А09, Р0А78, Р0А93, Р0А94.

Кажется, что все банально: ошибка Р0А93 для Prius 20 – довольно стандартная и обозначает перегрев инвертора из-за вышедшей из строя помпы охлаждения гибридной системы. Проверяем помпу. И тут нас ждет первый сюрприз! На нашем автомобиле установлена помпа от Prius 11 (фото 8). Включаем зажигание и видим, что циркуляции жидкости в контуре действительно нет, а помпа на ощупь не вибрирует, т. е. она – «мертвая».Поменять помпу никаких проблем нет. Снимаем фару, пережимаем шланги (фото 9), подводящие антифриз к помпе, и снимаем ее.

А тут нас ждет второй сюрприз! Вместо антифриза из снятой помпы вытекает смесь, похожая на смесь киселя, хлопьев и сгущенного молока розово-белого цвета! На пальце это выглядит так (фото 10).

Как вы думаете, откуда в системе охлаждения может взяться такой «кисель»?

Правильно! Какой-то «умелец» залил масло для коробки в расширительный бачок контура охлаждения гибридной системы, который находится на инверторе (фото 11). Выясняем у хозяина: менял ли он в ближайшее время масло в коробке? Станислав подтверждает, что действительно, недавно поменял масло в коробке. Причем все работы выполнялись в своем автоцентре!

Значит, обычная для начала 2000-х годов ситуация – механик или слесарь, слив масло с коробки, не может найти на коробке заливное отверстие и заливает масло в расширительный бачок – повторяется и в 2018 году? Но последний из подобных случаев встречался лишь несколько лет тому назад и только на Prius 11. На Prius 20 такого мы еще не видели!

Делать нечего: промываем всю систему охлаждения гибридного контура. Это, я скажу вам, еще то удовольствие! Киселеобразная дрянь из системы вымываться никак не хочет! Даже работа по отмыванию пробки расширительного бачка становится проблемой (фото 12). Посмотрите на бачок инвертора: при снятых шлангах он полный, но из него антифриз не вытекает (фото 13)!

Ее не берет ни хваленая химия от Hi-Gear, ни Wins. Зато отлично справляется средство для мытья посуды «Фэйри»! Три флакона «Фэйри», горячая вода и терпение делают свое дело – система охлаждения отмыта. На улице, где промывали систему, остались вот такие ошметки «неизвестного дизайна» (фото 14).

Устанавливаем новую помпу, заливаем антифриз, но чуда не происходит – машина не запускается. Ошибки: Р0607, Р0А08, Р0А09, Р0А78, Р0А94 – активные. То есть заменой одной помпы в данном случае не обойтись. Перегрева не выдержал инвертор. После замены силового модуля инвертора машина благополучно запустилась.

Инвертор в Prius 20 при выходе из строя помпы охлаждения сгорает крайне редко. Обычно блок управления выдает ошибку о перегреве (Р0А93) и требуется всего лишь замена помпы. В данном случае малой кровью обойтись не удалось.

Вывод: даже если вы ремонтируете или обслуживаете свою машину у знакомого мастера (или в своем автосервисе, как в случае со Станиславом), то убедитесь, что мастер ЗНАЕТ эту машину и УМЕЕТ выполнять данные работы. Иначе из-за такой пустяковой работы, как замена масла в коробке, можно «попасть» на замену инвертора! А это, как известно, уже совсем другие расходы.

Остается порадоваться за Станислава, что его механик все же нашел заливное отвертие в коробке, так как масло в ней есть, и оно действительно свежее. То есть вывести из строя коробку нерадивому механику не удалось.

Мы же продолжаем разбираться с остальными неисправностями, которые мы обнаружили в его автомобиле при диагностике. А их, как мы помним, в данном автомобиле очень много.

Возникает естественный вопрос: как человек столько времени ездил на неисправной машине и даже не догадывался, что в ней столько неисправностей? Ведь должна гореть на панели приборов куча контрольных лампочек по неисправностям всех этих систем!? Почему автомобиль не попросил хозяина о помощи, чтобы его подлечили?

Действительно, на сканере фото мы видим кучу ошибок: 124, 131, 138, 144, 208, 225, 258. А на панели приборов никаких проблем нет – при включении зажигания загораются для проверки все контрольные лампы: и ABS, и SRS и т. д., кроме лампы «Check Engine» (фото 15). После запуска ДВС, когда машина переходит в режим «REDY», они, как положено, гаснут. Итак, снимем саму панель и заглянем в ее «закулисье» (фото 16).

Мы видим, что прибалтийские мастеры-ломастеры (машина пришла в Россию через Калининград из Литвы), не особо заморачиваясь, «посадили» все контрольные лампы на лампу предупреждения о скольжении автомобиля! Когда показали эту схему Станиславу, то он лишь сказал: «Теперь я понимаю, почему при пробуксовке колес автомобиля у меня на пару секунд загорались все контрольные лампы неисправности на панели…».

Нам и прежде встречались всевозможные «обманки» из Прибалтики. Были даже довольно сложные, которые отключали лампочки ABS через 2 секунды, а лампу SRS через 6 секунд… Но чтобы так примитивно – видим в первый раз.

Осталось разобраться с контрольной лампой неисправности ДВС и пресловутым «треугольником» на панели. Почему они не светятся, хотя обязаны в этом случае предупреждать водителя о неисправностях почти всех систем?!

Ответ тоже оказался простым – отверстие контрольной лампы «Check Engine» просто оказалось заклеено черной изолентой. А с «треугольником» поступили вообще круто – просто откусили провод питания этой контрольной лампы (фиолетовый провод) (фото 17). Через час работы панель приборов этого красивого Prius 20 была приведена в полный порядок.

Удачи на дорогах!

  • Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены