Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Производитель качественного света

Производитель качественного света

Частое обращение журнала к автомобильному свету уже становится традицией. Такое внимание, как правило, у нас приводит к появлению новой рубрики. Тянет ли эта тема на рубрику? Вчера мы бы ответили отрицательно. Но ничто не вечно под Луной, в том числе и малое удовольствие от езды по отдаленной трассе с блеклым, почти слепым светом фар. Мировые производители автомобильного света с некоторых пор подмечают повышение интереса российских водителей к качественному свету. Говорим о сегменте непремиальных брендов – у «премиума» с этим всегда был полный порядок.

Маркетологи связывают такую тенденцию с двумя факторами: с повышением внимания наших сограждан к собственному здоровью как категории, которая обеспечивает высокую работоспособность и, соответственно, успешность. И складывающуюся привычку к комфорту во всем, в том числе в управлении автомобилем. А ночной режим эксплуатации всячески этому мешает. Так что, рубрику открывать будем? Мы подумали и решили сделать это. Но в новом году. А пока продолжим погружение в тему. В этом, как и раньше, нам поможет Михаил Новиков, руководитель направления автомобильных ламп компании Lumileds в России и Беларуси.

АБС: Михаил, расскажите, пожалуйста, что нового появилось в программе Philips сегодня?

– Пока каких-то новых типов ламп не добавилось. Что касается светодиодов, у нас появилась светодиодная лампа для противотуманных фар. Она оснащена универсальным цоколем, что позволяет устанавливать ее в такие фонари, разработанные под стандарты: Н8, Н11, Н16 (фото 1). В подавляющем большинстве такие цоколи как раз и применяются в названных светотехнических устройствах. Это уникальное современное изделие. Нельзя сказать, что на рынке полностью отсутствуют источники противотуманного света, реализованного в светодиодной технологии. Но все они, и в первую очередь продукты из Китая, чудовищно далеки от идеала. Цена их, конечно, ниже, чем наше устройство, но ведь задача противотуманного света в том и состоит, чтобы помочь водителю в жестких условиях ограниченной видимости. Какова вероятность, что световой поток такого качества будет достаточным, чтобы обеспечить безопасность водителя и исправность автомобиля?

Если внимательно рассмотреть конструкции таких изделий, можно увидеть колбу, облепленную светодиодами. Создается впечатление, что задача конструкторов этих образцов состояла лишь в насыщении ламп как можно большим количеством светодиодов. И всё! Очевидно, что с этой задачей специалисты справились успешно. А вот как работает такое светотехническое устройство на трассе – об этом как будто забыли. В результате световой поток таких устройств совершенно не удовлетворяет никаким стандартам, разработанным для подобной техники. С одной стороны, они не обеспечивают достаточный по плотности поток света для безопасного вождения в режиме затрудненной видимости, с другой – ослепляют водителей встречного движения. И то и другое, как известно, чревато опасными последствиями на дороге.

При внимательном анализе конструкции нашей лампы можно понять логику разработчиков. Светодиоды расположены в том месте и в таком порядке, как это реализовано в традиционной галогеновой лампе (фото 2). Чего добились конструкторы таким способом? Любой источник света, предназначенный для использования в автомобиле, имеет свои особенности. Не стану перечислять их, лишь отмечу, что каждый элемент конструкции разработан под конкретную задачу. Если появляется идея внести в устройство элемент, реализованный в новой технологии, по своей функции и стандартам он должен быть идентичен своему предшественнику.

Применительно к нашему случаю любая замена в фонаре источника света должна соответствовать в первую очередь геометрическим параметрам «начинки» фонаря. Только таким образом можно создать исходящий световой поток лучшего качества при соблюдении стандартов его распределения на дороге. Наш сегодняшний продукт излучает световой поток на 40% больше, чем галогенная лампа, светит белым светом и при этом работает практически вечно. Срок службы такой лапы составляет 5000 часов. Если посмотреть усредненную статистику эксплуатации противотуманных фонарей по авторынку, то получится, что такая лампа вполне проживет на автомобиле 10 лет. Эта новинка уже успешно продается.

Среди новинок компании я бы отметил специальный набор для полировки фар (фото 3, 4). Общеизвестно, что в процессе эксплуа­тации автомобиля ухудшаются характеристики светового потока. Это связано со многими факторами, не будем их перечислять – они понятны любому автомобилисту. А с помощью нашего набора можно существенно восстановить качество света путем полировки стекол фар. Набор включает несколько растворов, защитную пленку для предохранения внешней поверхности стекла после полировки и другие средства для восстановления прозрачности и защиты автомобильной оптики.

Конечно, на рынке присутствуют и другие разработки по уходу за автомобильными осветительными приборами, но наш комплект отличается от них простотой в применении. Прежде чем вывести этот продукт под брендом Philips на рынок, мы собственноручно многократно его протестировали. Получалось все довольно просто. И не нужно ехать в автосервисы, которые повсеместно предлагают подобную услугу. А это – потерянное время, деньги, а также другие неудобства. К тому же он (набор для полировки) продается по приемлемой цене.

По другим линейкам нашей продукции следует сказать о видеорегистраторах двух типов от Philips. Это современные устройства, оснащенные датчиком утомляемости, который анализирует несколько параметров и предупреждает водителя о возможной усталости. Один из регистраторов фиксирует дорожную ситуацию в диапазоне обзора в 156° (фото 5, 6, 7).

По автомобильным лампам головного света могу сообщить, что новую линейку светодиодов мы ожидаем в октябре. Остальное, о чем говорил, уже есть на рынке и успешно продается. По расширению ассортимента галогеновых ламп могу сказать о лампе WhiteVision (фото 8, 9). Пока она реализована в стандартах Н1, Н4 и Н7. В ближайшее время появятся их собратья: НВ3, НВ4 и Н11 – это очень перспективная модель, так как автопроизводители широко ее применяют.

АБС: Если попробовать спрогнозировать недалекое будущее автомобиля, можно ли сказать, что дни галогеновых ламп сочтены? Если это так, зачем нужны такие апгрейды умирающей технологии?

– Ни в коем случае! Настоящее и будущее любого продукта определяет рынок. В нашем случае мировой вторичный автомобильный парк. Если рассмотреть его структуру по светотехнике, то получится следующее. Более 90% авто оснащены галогеновыми источниками света, 8% транспортных средств укомплектованы фарами с ксеноновыми лампами. И только 2% – светодиодной техникой. Так что, как не крути, галогеновый свет уверенно останется на рынке еще лет на 15! Если точнее, как нам кажется, рынок аftermarket по галогеновому свету еще не менее 15 лет будет иметь тенденции к росту. Мы исходим из того, что подавляющая часть автомобилей, сходящих с конвейера мирового автопрома, оснащена осветительной техникой с галогеновым источником света.

АБС: А какова судьба двух других технологий по автомобильному свету: ксеноновых ламп и светодиодных элементов? Особенно интересна судьба ксеноновой лампы. Ведь она появилась не так давно по сравнению с галогеновой, которой уже более полувека. Кажется, эта технология еще только развивается, а на пятки ей уже наступает более молодой конкурент в лице светодиода. Какова ее участь на рынке, по Вашему мнению?

– По нашим прогнозам, к 2020–2025 году автомобили на первичном рынке будут комплектоваться световой техникой соразмерно таким долям: 75% галоген, около 10% ксенон, остальное светодиоды. Повторяю, – это наши прогнозы, наши ощущения. Сегодняшняя статистика и тенденции указывают на то, что галогеновый свет будет постепенно терять свои позиции. Но еще долго будет лидировать. Светодиодная техника будет развиваться и отнимет часть у галогена и ксенона. Ксенон или сохранит свои позиции, или уменьшится. Но справедливости ради следует заметить, что ксеноновый автомобильный свет сегодня – это самый эффективный помощник водителю, особенно в темное время суток и в случаях эксплуатации ТС в режиме плохой видимости. Никакой другой источник света пока не способен превзойти его по главным параметрам: мощность и насыщенность светового потока.

АБС: А в какую сторону идет развитие светотехники с ксеноновой лампой?

– Около трех лет назад Philips сделал уникальную ксеноновую лампу D5 (фото 10, 11). Сегодня она называется D5S. Она предназначена для линзованной оптики. Ее достоинства заключаются в следующем. Если сравнивать ее с обычной ксеноновой лампой, у которой в зависимости от модификации (D1, D2, D3, D4 и др.) мощность составляет 35 Вт, то у D5S мощность равняется 25 Вт. Световой поток обычных ксеноновых ламп составляет 3200–3300 Л (люмен). А у лампы D5S этот параметр равен 2500 Л.

Различия этим не ограничиваются. У лампы D2, например, имеются пускорегулирующие устройства, которые куда-то выносятся и где-то монтируются. У лампы D1 стартер встроен в корпус, но ему (стартеру) нужен «балласт». Он тоже куда-то выносится и, соответственно, крепится. У лампы же D5S все это в «одном флаконе». В чем же достоинство лампы, имеющей меньшую мощность светового потока? Такая лампа не требует механизма автоматической регулировки светового потока. Она также не требует омывателя фар. И самое главное. Все известные производители автомобильной светотехники эту лампу могут с мизерными доработками устанавливать на автомобили, укомплектованные своими осветительными устройствами. Конечно, такой свет похуже полноценного ксенонового света. Но, он значительно превосходит по качеству световой поток, производимый галогеном. Таким образом, Philips подарил рынку уникальную технологию, позволяющую обеспечить недорогой автомобиль ксеноновым светом. Устанавливать такие лампы на первичном рынке стали 3 года назад в основном на автомобили среднего класса. Сегодня наступает момент, как мы говорим, «релампинга», – замены ламп, установленных 3 года назад, на новые.

Главная идея Philips в этом изделии состоит в следующем. Как известно, нельзя просто заменить в автомобиле галогеновую лампу головного света на ксеноновую. Это даже у нас запрещено законом. Подавляющее большинство автомобилей средней и низшей ценовой группы сходят с конвейера, будучи оснащенными галогеновым светом. И кажется, ТС этих классов обречены на пожизненное существование с таким светом. Но не все так печально. Теперь у производителей автотехники появилась эффективная альтернатива в лице лампы D5S. Она отличается как качеством светового потока, так и невысокой ценой, а это немаловажно для покупателей авто названных групп.

  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены