Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Программы для автосервиса. MotorData из России. Продолжение. Hачало в № 9/2014

Программы для автосервиса.  MotorData из России.  Продолжение. Hачало в № 9/2014

Продолжаем знакомство с программой MotorData – современным эффективным инструментом автомобильной диагностики. Прежде чем перейти к теме, сделаем некоторое отступление. Ранее мы отмечали, что каждого из успешных игроков рынка отличает одна особенность: производитель продукта или услуги всегда старается не только проинформировать потребителя о собственных разработках, но и обогатить его глубокими профессиональными знаниями вообще.

Именно такой подход реализует компания «Легион-Автодата», которая создала и успешно продвигает на рынке названную программу. Ее создатели с завидной регулярностью проводят обучающие мероприятия по технологиям диагностики автомобиля. Мероприятие, о котором сегодня стоит вкратце рассказать, проходило с 29 августа по 1 сентября и называлось «III Конференция "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов"».

Следует отметить, что стремление участников рынка к такому способу общения не является уникальным. Подобные мероприятия практикует большинство крупных участников российского авторемонтного бизнеса. Но, увы, такие действа часто протекают в пространстве банальной скуки. А вот устроители данного форума смогли создать атмосферу, позволившую профессиональным диагностам эффективно обмениваться знаниями и опытом на фоне прекрасно подготовленных докладов авторитетных специалистов.

Да, доклады выступающих и дискуссии слушателей действительно продемонстрировали высокий уровень профессионализма работников этого сегмента национального авторемонта. В последний день конференции в зале были заняты все места. Что само по себе является исключением для подобных меро­приятий. Организаторы конференции сообщили, что желающих посетить мероприятие на самом деле было значительно больше.

Продолжим разговор о возможностях MotorDatа в повседневной работе автосервиса. В предыдущей статье мы остановились на модуле Pindata. Рассмотрим возможности этого компонента и некоторых других. Как и в прошлый раз, нашим собеседником будет технический директор компании «Легион-Автодата» Сергей Курленя.

АБС: Сергей, так для чего же нужен этот модуль, и каковы его основные возможности?

Сергей: Модуль Pindata предоставляет различные данные для проверки систем через разъемы электронных блоков управления. Вниманию пользователя предлагаются виды разъемов со стороны блоков и со стороны жгутов проводов, значения и формы сигналов, условия проверки, а также всплывающие названия выводов (пинов разъемов). Предусмотрен поиск по названию элемента, ссылки для перехода на схемы электрооборудования и вывод на печать полной таблицы данных проверки, со схемой разъема и образцами осциллограмм. Сразу замечу, что наиболее удобный способ использования полученной информации – это применение интерактивных ссылок непосредственно в программе, так как печатная форма не может обеспечивать такой оперативной доступности к большому массиву важной информации. Диагносты именно так и работают: быстро «прощелкивая» разъем для получения нужных «картинок». Программа позволяет распознать цвета проводов, подходящих к пину, а система быстрого поиска и переход непосредственно с пина блока управления на электросхему помогут в дальнейшем анализе цепи.

АБС: Как происходит поиск места расположения элемента?

Сергей: Часто у диагноста возникает вопрос о месте расположения того или иного блока управления, реле или точки массы в автомобиле конкретной марки. Модуль «Расположение элементов и точек массы» предоставляет возможность быстрого поиска необходимого элемента и получения дополнительной информации о нем. В этом модуле пользователь может найти: схемы расположения электронных блоков управления, монтажные блоки, датчики, реле, а также точки массы и промежуточные разъемы непосредственно на автомобиле. При необходимости, во время поиска, всегда можно перейти в другие модули программы, например: на схему электрооборудования, способ проверки элемента, или обратиться к монтажному блоку. Для разделения информации предусмотрены три категории управления (кнопки в верхней панели):

• расположение блоков, реле и датчиков;

• точки массы;

• расположение промежуточных разъемов.

Такая архитектура сделана с целью облегчения поиска. Размещение всех элементов на одном чертеже могут осложнить поиск неисправности ввиду избыточности информации, собранной на одном визуальном поле. Как и во всех других модулях, здесь также присутствует цветовая индикация. Если элемент отрисован синим цветом – это означает, что имеется возможность перехода в другие модули для получения дополнительной информации. Таким образом: у специалиста, с одной стороны, есть полная картина расположения всех блоков на автомобиле, с другой – выделены только те из них, которые задействованы в данной системе. Считаем такое программное решение весьма удобным и эффективным. В случае необходимости предусмотрена возможность печати схемы расположения элементов или точек массы на кузове автомобиля в требуемом масштабе.

PinData — интерфейс и отображаемые данные
PinData — интерфейс и отображаемые данные
PinData — поиск элемента из выпадающего списка
PinData — поиск элемента из выпадающего списка
Расположение точек массы
Расположение точек массы

АБС: В предыдущем ответе вы упомянули модуль «Монтажные блоки». А какая информация находится в этом модуле?

Сергей: В модуле «Монтажные блоки» приведен внешний вид этих блоков: расположение реле, предохранителей и разъемов, а также перечень защитных цепей и цветовое отображение номиналов предохранителей. Разработчики программы уделили много времени проработке этого модуля, потому что практически любая цепь в автомобиле защищается предохранителями и многие тестирования цепи начинаются с банальной проверки их исправности. Мы также постарались сделать поиск места расположения предохранителей максимально удобным и быстрым. Причем заложена как возможность перехода из схемы электрооборудования на предохранитель, расположенный в монтажном блоке, так и возвращение назад без лишних действий. Эта же логика быстрых переходов распространяется на все остальные модули программы. Если пользователь видит участок цепи, или элемент, в синем цвете – значит есть возможность перехода в другие модули. Помимо этого разработчики «подсветили» предохранители, которые участвуют в той системе, схему которой изучает пользователь. Например, если он смотрит электрическую цепь управления двигателем, «подсвечиваются» только те предохранители, которые включены в эту систему. Остальные «лишние» не будут активироваться подсветками и мешать диагносту. Всю информацию также можно распечатать. Но так же как и с предыдущим модулем, с «Монтажными блоками» значительно удобнее работать непосредственно с компьютера. При таком способе сохраняется интерактивность, а значит, и эффективность работы.

Расположение элементов
Расположение элементов
Расположение промежуточных разъемов
Расположение промежуточных разъемов
Монтажный блок — расположение реле и предохранителей
Монтажный блок — расположение реле и предохранителей

АБС: Есть ли в программе данные по проверкам элементов?

Сергей: Именно об этом модуле я и хотел сейчас рассказать. В модуле «Проверка элементов» приведено пошаговое описание процедур проверки отдельных элементов, таких как датчики, выключатели, реле, исполнительные устройства. А также процедуры считывания кодов неисправностей, инициализации, общие процедуры проверок и регулировок и т.д. Это нужная информация для диагноста, так как ему крайне важно знать параметры исправных датчиков. Причем, повторюсь в очередной раз: все элементы этого модуля связаны с другими модулями программы, и пользователь по клику мыши может перейти на электросхему, Pindata, монтажный блок, или найти расположение элемента на автомобиле. Все зависит от «прописанных» ссылок: где-то их больше, где-то меньше. И также возможен вывод всех шагов диагностики на печать.

АБС: При просмотре программы мы обратили внимание на красный значок TSB. О чем он говорит?

Сергей: Это следующий модуль нашей программы, и мы считаем его очень важным. Все диагностируемые аппаратно дефекты систем автомобиля связаны или с неисправным элементом, или с ошибкой программного обеспечения, или с неверной установкой какой-либо детали, или даже с неисправностью целого узла. Диагност, считывая код неисправности, как правило, начинает поиск по обычной технологии. Но иногда такой подход не приносит результатов и точка неисправности не определяется или обнаруживается неверно. При этом на поиски причины сбоя в системе могут тратиться значительные силы и драгоценное время. Но известен факт, что у различных автомобилей есть свои оригинальные «болячки». Эта информация собрана и заложена в программе. Прочитав несколько строк в предложениях от этого сервиса, не нужно «блуждать в дебрях», делая лишнюю работу.

АБС: Можете привести пример?

Сергей: Пожалуйста – назовите марку автомобиля.

АБС: Все равно.., на Ваш выбор.

Проверка элементов
Проверка элементов
Характерная неисправность Nissan Primera
Характерная неисправность Nissan Primera
База знаний
База знаний

Сергей: Наша программа часто способна «дать» подсказку специалисту. В качестве примера такого уникального предложения можно привести один из случаев, как этот модуль помогает быстро найти неисправность в модели автомобиля Nissan Primerа. А специалисты многих авторемонтных предприятий, не работающих с нашей программой, продолжают по-прежнему пользоваться стандартным методом, теряя в таком пути массу времени. А легкая «наводка» этого сервиса программы помогает сделать работу быстро и качественно, особенно тогда, когда у других специалистов, не имеющих доступ к программе, просто «опускаются руки».

АБС: Покажите.

Сергей: Владелец Nissan Primera обращается на автосервис к диагносту с жалобой на слабый разгон и «вялую» работу двигателя ТС. Кодов неисправностей нет. С чего начинать работу специалисту – непонятно. Пользуясь традиционным подходом: нужно обратить внимание на компоненты систем управления двигателем. Верно, но такой прописной путь уведет его очень далеко от ожидаемого результата. Здесь и поможет «подсказка» программы. Прочитав даже краткое описание неисправности, можно найти и рекомендацию по ее устранению. В данном примере она состоит в том, что в автомобиле просто перегорела лампочка стоп-сигнала, и это сказалось на работе системы управления двигателем. Казалось бы, какая связь между лампой стоп-сигнала и двигателем? Я привел этот пример для того, чтобы донести мысль, что современный автомобиль – достаточно сложная конструкция, и без соответствующих, в первую очередь современных диагностических технологий добиться эффективности в ремонте часто просто невозможно.

АБС: А есть ли какой-либо обучающий модуль в вашей программе?

Сергей: Мы давно думаем о таком модуле, так как считаем важным дать не только практическую информацию пользователю, но и теоретические знания. Мы учимся и постоянно узнаем что-то новое – и этот процесс должен быть непрерывным в условиях стремительно меняющегося мира. В MotorData реализован модуль «База знаний», в который мы включаем практические и теоретические статьи по устройству, работе и ремонту различных систем автомобиля.

АБС: А какие еще возможности реализованы в MotorData?

Сергей: Есть и другие модули программы, но наиболее интересной, с нашей точки зрения, является информация об интеграции программы с диагностическим оборудованием. Но это достаточно обширная тема и я, если не возражаете, хотел бы осветить этот вопрос в отдельной статье. Тем более, что скоро будет серьезный повод именно об этом поговорить.

  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены