Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Программы для автосервиса. Часть первая. Обозреваем рынок

Программы для автосервиса. Часть первая. Обозреваем рынок

Сегодня на национальном рынке автосервисных услуг невозможно найти успешное предприятие, не использующее в своей работе информационные технологии, будь то автоматизация учета расходных единиц или различные современные мультибрендовые базы данных. Здесь, как и в любом другом бизнесе, применение технологий по повышению эффективности сопряжено с необходимостью верного толкования значений той или иной информации, заложенной в программе. Неточное понимание пользователем полученного ответа на запрос может привести автосервис, как минимум, к потере репутации, а в худшем случае – к существенным временным, финансовым и другим потерям. Короче говоря, один лишь факт наличия электронных программ на работающем предприятии не является гарантией успешности авторемонтного бизнеса.

Не секрет, что автомобили становятся все сложнее. Проводить их обслуживание и ремонт без соответствующей документации уже давно стало делом бесперспективным. Но если профессиональная программа выстроена логичным образом, пользователь получает нужный ответ из огромного массива баз данных с наименьшими временными и энергетическими затратами. И это всего лишь один из аспектов применения информационных технологий на современном автосервисе. Сегодня, мы сосредоточимся на рассмотрении баз данных по ремонту и техническому обслуживанию, присутствующих на национальном рынке автосервисных услуг. Прогуляемся по рынку и приглядимся, какими программами пользуются российские специалисты данного сектора авторынка. Но прежде, чем отправиться в путь, договоримся о терминах.

Самые распространенные термины, которыми называют компьютерные программы для автосервисов у нас, это «база данных» или «программа». Но это не одно и то же. Поэтому предлагаем разделить эти значения по смысловым понятиям. Для этого отнесем термин «база данных» или просто «база» к обширной информации, систематизированной по тематическим группам (каталог запчастей, учет времени на ремонт, работы по ТО и т.д.). А под термином «программа» будем подразумевать электронную компьютерную программу, работающую с одной или несколькими электронными базами данных, созданными в своей оригинальной компьютерной программе. Сказанное звучит как тавтология, зато точно соответствует существу вопроса. Можно конечно и книгу по ремонту ТС отнести к базе данных со своей архитектурой (оглавление, часть, раздел и т.д.), но роль книги в автобизнесе стремительно движется к нулю, но для определенных секторов рынка они еще сохраняют свою актуальность. Поэтому в работах по теме мы будем под «базами данных» понимать лишь их электронный компьютерный вариант.

Любой современный автосервис должен иметь в своем распоряжении одну или несколько баз данных. Исключение составляют дилерские центры, у которых есть вся информация для работы от производителя, но и здесь бывают исключения. Среди пользователей мультибрендовых программ встречаются и официальные дилеры. Это специфика нашего рынка, особенно регионального. Базы бывают разные. Их можно разделить по языку, охвату рынка, формату обеспечения доступа к самим базам, функциональности, нишевости и цене владения за год. Целесообразность приобретения той или иной программы, как правило, зависит от руководителя автосервиса. Эти продукты недешевы, хотя как посмотреть... Ниже мы на этом еще остановимся.

Для российских пользователей в программе важен, прежде всего, язык, на котором она реализована (не путать с языком программирования). Как правило, это английский или русский. Существуют также базы данных и на других языках, например, немецком или французском, но, в связи с мизерной распространенностью на нашем рынке, говорить о них не будем.

База данных – как инструмент повышения эффективности предприятия

Почему наличие на автосервисе достаточного количества баз данных является необходимой составляющей эффективной работы современного автосервиса? Кажется, вопрос риторический и дополнительного разъяснения не требует. Но, на практике, это не так. Еще достаточно много среди наших владельцев или руководителей автосервисов тех, кто при оснащении рабочих мест имеет необоснованные пристрастия к аппаратному инструментарию в ущерб программному. Понять их, конечно, можно: покупка диагностического прибора или любого другого ремонтного оборудования добавляют в арсенал ремонтнику новый инструмент для расширения услуг или повышения производительности труда. И это, на взгляд руководителя, должно мгновенно отзываться в кассе предприятия дополнительной выручкой.

А что может принести виртуальная база или программа? Почему директора с удовольствием покупают сканеры и другое весьма недешевое оборудование, не задумываясь, на основе каких методик и описаний производится ремонт автомобилей клиентов? Ведь сами сканеры автомобили не ремонтируют! Они – хотя и полезные, но всего лишь помощники диагносту и ремонтнику, устраняющим неисправность. А сам поиск причины проблемы специалист реализует на основе профессиональной информации, имеющейся в его распоряжении. Поэтому, приобретение любого современного диагностического оборудования всегда должно сопровождаться покупкой нужных баз данных или программ. Для достижения максимальной эффективности в этом деле следует оснащать рабочее место специалиста профессиональной современной программой. Это можно делать постепенно, приобретая программу с какой-нибудь минимальной базой данных, а затем, по необходимости, прикупая дополнительные блоки информации.

Язык

Естественно, в России, по понятным причинам, наиболее предпочтительны базы данных, реализованные на русском языке. К таким относятся, например, «Autodata Online» и «Motordata». Продукт от компании Bosch ESI Tronic также реализован на русском языке, но имеет и другие языки в зависимости от степени локализации. На рынке также присутствуют базы на английском языке, наиболее характерными представителями которых являются «Mitchell» и «Alldata». Из соображений целесообразности, в дальнейшем рассмотрении ограничимся только этими пятью основными программными продуктами. Хотя по просторам национального авторынка гуляют десятки, а возможно и сотни разновидностей кусков таинственных баз, «добытых» неизвестно откуда и неведомо когда.

Следует заметить, что в случае с переведенными базами важным фактором является то, кем был осуществлен перевод текстовой информации. Например, перевод всей «Autodata Online» был осуществлен компанией «Легион-Автодата», которая на рынке информационного обеспечения автосервисов работает уже более 20 лет. Созданный этим предприятием продукт «Motordata» является исключительно российской разработкой и вся информация в ней с самого начала закладывалась на русском языке. Две другие базы данных, «Mitchell» и «Alldata», разрабатывались под внутренний рынок США и соответственно на английском языке.

Часто от автомехаников можно услышать, что им все понятно и по-английски. С этим мы готовы поспорить. Задайте себе вопрос: каков процент автомехаников, которые хорошо владеют английским языком? Намного легче работать с базами на родном языке и, что особенно важно, такие разработки исключают ошибки неверного перевода. Есть высказывание, что родной язык – это тот, на котором мы думаем. Поэтому осмысление прочитанного на родном языке происходит значительно быстрее. Ведь зачастую от того, правильно ли была понята информация из программы исполнителем ремонта, зависит успех дела. Неверное ее толкование может привести и к поломке автомобиля. Понимаем, что язык не панацея от ошибок, но предоставление технической информации на родном языке минимизирует подобные риски.

Охват рынка

Как правило, базы данных создаются под определенные рынки, например, программы «Mitchell» и «Alldata» созданы для автомобилей, поставляемых на рынок США. Как правило, эти автомобили имеют специфику, особенно по экологии. Это многие автовладельцы почувствовали на «своей шкуре» и стали благодатными клиентами на наших автосервисах. Обе эти базы на английском языке, но различаются особенностями лицензирования. «Autodata Online» ориентирована на европейский рынок – в ней отсутствуют автомобили для внутреннего рынка США.

Компания Autodata – лидер европейского рынка обеспечения независимых мультибрендовых сервисов технической документацией. В 30-ти модулях базы можно найти ответы почти на все вопросы. Такие как: стоимость нормо-часа и регламент технического обслуживания, механические работы на автомобиле, полная информация о заправочных жидкостях, данные по моментам затяжек резьбовых соединений, технологии замен приводных ремней, все виды ремонтных работ от замены сцепления до ремонта сложных электронных систем. В программе реализованы модули ведомой диагностики, PinData, схем электрооборудования; процедур, которые необходимо выполнить перед отсоединением и после подсоединения аккумуляторной батареи; процедур обслуживания дизельных двигателей с сажевым фильтром и многие другие. Реализована возможность работы с бухгалтерскими программами для быстрой передачи оформленного заказ-наряда.

Программа «Motordata» ориентирована на рынок японских (в том числе праворульных), а также корейских, китайских и российских автомобилей. Ее специализацией является обеспечение информацией постов электрики и диагностики. В этой базе отражена российская специфика и приведена информация по моделям разных рынков – европейского, США, внутрияпонского, российского. Изюминка «Motordata» состоит в том, что в этом продукте реализованы интерактивные возможности, так называемый функционал «по клику мыши». Если коротко, то она заключается в том, что из любого модуля программы вы можете попасть в любой другой по клику мыши и без лишних поисков.

Приведем пример: электрик смотрит схему и хочет увидеть точки «массы». Двойным кликом ремонтник переходит в цепи, в которых эти точки отмечены. Другой пример: диагност считал код неисправности с помощью сканера. Программа «Motordata» расшифровывает не только параметры кода неисправности, но и указывает возможные причины отказов. Далее, если условия появления этих сбоев соответствуют характерной поломке для автомобиля данной марки, программа сама «подсветит» нужный код неисправности. Весьма полезно, когда специалист еще до начала ремонта может ознакомиться с этим разделом программы, и лишь затем приступать к процедуре ремонта. Зачастую этот модуль позволяет существенно сэкономить время и не делать ненужных операций. А в некоторых случаях позволяет починить автомобиль, с которым уже многократно работали в других сервисах, но безуспешно. Имидж такого автосервиса в глазах измученного ремонтом автовладельца взлетит многократно.

Уже сейчас в базе данных «Motordata» более 400 моделей 25 производителей Японии, Кореи, Китая и России. Информация включает более 11 000 цветных интерактивных схем с возможностью трассировки, более 10 000 кодов неисправностей с возможными причинами и условиями появления, более 3 500 «PinData», сотни характерных неисправностей и другую ценную информацию. Эта российская разработка настолько эффективна в использовании и востребована на рынке, что мы запланировали посвятить ей отдельную (возможно, и не одну) публикацию.

Тенденции

Современные автосервисные программы стремительно уходят в онлайн и скоро такое понятие как CD, в применении к базам данных, исчезнет совсем. Во-первых, это удобно, так как все обновления пользователь получает в онлайн режиме и ему ненужно думать об этом важном производственном моменте. Он всегда обладает самой последней информацией. Например, если по какой-то причине производитель изменил процедуру замены ремня привода ГРМ, то эту информацию легко обновить в онлайн базе данных. Это бесспорное достоинство современных информационных технологий для автосервиса. Пожалуй, за все время существования российского рынка автосервисных услуг, и близко не появилось ничего такого, что по своим возможностям в помощи специалисту любого независимого автосервиса сопоставимо с новыми современными программными продуктами, способными работать в онлайне. Всевозможные сомнительные «бесплатные» базы данных сегодня можно смело отправлять на помойку. Если, конечно, хотите стать успешным.

Безопасность

Устанавливая на компьютер нелегальные базы данных, пользователь получает, как правило, информацию 2-3 летней давности и не всегда проверенную. Поясним о чем речь. Во-первых, в такой базе могут быть устаревшие и даже неверные сведения. Во-вторых, в программу могут быть внесены изменения, которые поставят под угрозу ваш компьютер. Не так страшно, если компьютер личный, а если у этого компа имеется доступ к локальной сети предприятия, клиентской базе, бухгалтерским программам «клиент-банк»? Угроза от использования нелегального софта может мгновенно перейти в денежную плоскость и привести к реальным потерям, как имиджевым, так и финансовым.

Цена владения

Многих клиентов отпугивает стоимость баз данных. Но чего стоит владение базой данных в пересчете на день работы сервиса и на те выгоды, которые при этом получает клиент? Эта сумма очень показательна при сравнении с любыми повседневными человеческими тратами. Например, по отношению к стоимости пачки сигарет. Так, доступ к «Autodata Online» стоит в день 66 рублей , к «Motordata» – 27 рублей. Суммы ничтожно малы по отношению к выгодам. Можете проверить на сигаретах.

Возможности современных программ, работающих на российском автосервисном пространстве


«Motordata»

Плюсы:

1. Специализация на автомобилях рынка Японии, Кореи, Китая, России и на других брендах, плохо охваченных другими базами данных.

2. Модели с разных рынков в одной базе данных.

3. Специализированная программа для поста автоэлектрика и диагноста.

4. Цветные электросхемы с возможностью трассировки проводки.

5. Характерные неисправности, с включением опыта практикующих диагностов.

6. Высокая интерактивность, позволяющая экономить время.

7. Обратная связь с клиентом.

8. Возможность работы на слабых каналах связи.

Минусы:

1. Нет европейских моделей.

2. Отсутствует информация по механической части.


«Autodata Online»

Плюсы:

1. Практически полное покрытие европейского модельного ряда.

2. Нормы времени и регламент ТО.

3. Информация по работам часто выполняемых на сервисе (технические данные и процедуры).

4. Упор на обслуживание (то, что делается каждый день).

5. Данные по электрике и диагностике.

Минусы:

1. Не всегда есть электросхемы, особенно по моделям России, Японии и Китая, особенно по «свежим».

2. Более требовательна к каналу связи (минимум 256 кбит)


«Alldata»

"3 квартал 2013" – по информации на сайте производителя, эта версия будет последней, распространяемой на дисках. Все последующие версии программы будут онлайновыми.

Плюсы:

1. Наиболее полная база данных по американскому рынку, включая европейские модели, поставляемые в США.

2. Сервисные бюллетени.

3. Работы по механике и электрике.

Минусы:

1. На английском языке.

2. В России в основном контрафакт (пиратские версии).

3. Нет моделей для других рынков (европейского и внутрияпонского).

4. Системные требования (полный размер базы – до 600 Гб).


Bosch ESI Tronic

Безусловного внимания заслуживает программа от фирмы Bosch. Но в распространении она сильно завязана на аппаратуру того же производителя. Она также отличается от прочих разработчиков политикой в обновлении программы. Покупая, например, сканер, пользователь приобретает и базы данных, закаченных в прибор или же отдельный комплект для установки на компьютер. Отказ от ежегодного обновления ведет к блокированию работы программы. Можно отметить достаточно широкий охват моделей автомобилей. Наибольший интерес для сервисов (ремонтная зона) представляют блоки "C" и "M", остальные блоки нужны больше для административных функций (приемка авто, заказ запчастей и др.) Есть специальные разделы по дизельным двигателям и регулировкам топливной аппаратуры. Более детальный анализ достоинств и недостатков известной программы не входит в планы обзорной статьи. Но содержание блоков информации, заложенных разработчиками в программу Bosch, перечислить стоит. Оно значительно.

Блоки:

A: Оборудование автомобиля (идентификационные данные автомобиля и продукта).

B: Рабочие характеристики.

C: Диагностика автомобиля / Руководство по поиску неисправностей / SIS Сервисная информация / Программа диагностики KTS 5xx/650 CAS.

C: Архив (Сканированные микрокарты с руководствами по поиску неисправностей SIS).

D: Запасные части для дизельных автомобилей.

E: Запасные части для электрики.

F: Архив запасных частей (старые рисунки и списки запчастей).

K: Руководство по проверке компонентов в снятом состоянии (электрика, дизельный двигатель) / Руководства по ремонту компонентов.

K: Архив. Сканированные микрокарты с руководствами по ремонту компонентов.

M: Механические детали автомобиля от Autodata.

P: Схемы электрических соединений.

S: Система СТОА. Калькуляция стандартных техосмотров и любых ремонтных работ.

TD: Система СТОА. Техническая документация: иллюстрации деталей, данные на детали с ценами.

W: Контрольные параметры дизельных топливных насосов.

К достоинствам программы, безусловно, отнесем большой охват модельного ряда и наличие информации по механическим работам и по электрике.

К недостаткам следует отнести высокую цену даже при значительной базе данных, входящих в комплект.


«Mitchell»

Последние данные за 4-й квартал 2012. В дальнейшем программу планируются также к переводу в онлайн.

Плюсы:

1. Обширная база данных по американскому рынку.

2. Цветные электросхемы и много информации по электрике.

3. Сервисные бюллетени.

4. Работы по механике.

Минусы:

1. На английском языке.

2. В России в основном контрафакт (пиратские версии).

3. Нет моделей для других рынков (европейского и внутрияпонского).

В следующей статье мы обратимся к детальному рассмотрению некоторых программных продуктов.

  • Сергей Курленя, технический директор компании «Легион – Автодата»
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены