Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

​Полвека назад Bosch сделал систему впрыска топлива электронной

​Полвека назад Bosch сделал систему впрыска топлива электронной


Герлинген, Германия. Это было секретной миссией. Никто в автомобильной индустрии не должен был узнать о революционной технологии, над которой работали инженеры Bosch. Когда сотрудники компании приобрели в 1959 году автомобиль для проведения испытаний новой системы, он был заявлен как обычный транспорт для корпоративного парка. В реальности же авто был переоборудован и служил испытательной установкой при разработке электронной системы бензинового впрыска. По словам инженера Хайнриха Кнаппа, каждый раз перед прохождением очередного планового ТО автомобиль приводился в изначальное состояние, и в его двигатель устанавливался карбюратор, чтобы автопроизводитель не мог ничего заподозрить.

Херманн Шоль играл ключевую роль в создании электронных систем впрыска топлива начиная с 1962 года. Сейчас он является почетным членом правления компании Bosch и вспоминает: «Когда мы представляли систему в 1964-м, компания Volkswagen, как и практически все остальные автопроизводители, которых мы пытались убедить в достоинствах нашей инновационной разработки, был настроен скептически». В начале инженерных работ в распоряжении Bosch был только один тестовый автомобиль. Заказчик отвел компании лишь два года, чтобы подготовить систему к запуску в производство. Новая технология существенно опережала свое время. Ничего подобного в серийном производстве еще не было. «Автопроизводителям пришлось взять на себя определенные риски», – вспоминает Херманн Шоль.

Лучшая производительность, меньший расход топлива – два мощных аргумента

14 сентября 1967 года Bosch представил на международном автосалоне во Франкфурте систему впрыска топлива с электронным управлением Jetronic. Уже в этом же году она появилась на американском рынке на новой модели VW, чтобы позволить ей выполнить новые строгие экологические требования. В Европе система Jetronic стала доступна лишь в 1968 году. Причем автомобили с электронным впрыском стоили примерно на 10% дороже аналогичных моделей с карбюратором. Неудивительно что поначалу она не получила популярности среди покупателей. Несмотря на это, автопроизводители быстро распознали два ключевых преимущества системы Jetronic – меньший расход топлива и потенциал для наращивания мощности двигателя. Поэтому начиная с 1969 года BMW, Citroen, Jaguar, Lancia, Mercedes-Benz, Opel, Renault, Saab и Volvo начали внедрять данную систему в своих премиальных и спортивных моделях.

В конце концов электронное управление одержало верх в борьбе технологий создания смеси топлива и воздуха. Только с помощью электроники можно было добиться удовлетворения все более строгим требованиям по сокращению расхода топлива и экологическим нормам. Новейшая система впрыска подготовила почву для разработки множества других технологий, в которых Bosch снова и снова выступал на лидирующей позиции. ABS, TravelPilot, ESP, управление подушками безопасности и даже автоматизированные и подключенные к сети автомобили будущего – без прорывной технологии Jetronic доверие к электронике не росло бы столь стремительно, а многие современные автомобильные системы так и остались бы несбыточной мечтой.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены