Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

MotorData: быстро, просто и по-русски

MotorData: быстро, просто и по-русски

Наш журнал уже рассказывал о диагностических компьютерных программах для автосервиса. Но иногда можно услышать от сотрудников СТО: «У нас есть сканеры, которые определяют неисправности. Определил, заменил – и все в порядке. Зачем нам еще и программы?». Однако сегодня конструкции автомобилей стали настолько сложными, что приходится учитывать нелинейность – это эффект нелогичной реакции системы: проще говоря, код на сканере говорит о конкретной неисправности, но замена детали ее не устраняет. И никто не может ответить: что, где и почему не работает? Собственно, для решения таких проблем и созданы диагностические программы.

Однако можно много распространяться о пользе таких программ (благо, на рынке присутствует несколько) – но гораздо нагляднее будет, если об одной из них, MotorData, расскажет человек, который давно и успешно работает с ней.

– На мой взгляд, в нашей работе главным является даже не уровень подготовки специалиста, его техническая оснащенность, умение пользоваться приборами, комбинирование способов проверки, проведение тестов – в принципе, это дело наживное и приходит с опытом.

Можно сказать, что важнейшая составляющая – это информационная обеспеченность диагноста. И чем она полнее, тем эффективнее его деятельность.

Но так ли уж взаимосвязаны количество информации и качество работы? Ответ на этот вопрос будет совсем непростым. У меня, как и многих, накоплено огромное количество данных. А как часто обращаюсь к буквально терабайтам информации, которая у меня имеется?

Врать не буду, иногда приходится. Но это исключительные случаи, которые в практике не так уж и часты. Почему я говорю об этом? Потому что для диагноста существует еще один важнейший критерий, кроме качества, – это время.

Сложно представить себе диагноста, который параллельно с проверкой автомобиля начинает копаться в мануалах или выискивает необходимые данные в компьютере. И вот здесь на помощь приходят специальные программы, в которых можно достаточно быстро найти ответы на возникшие вопросы.

Для меня, в общем-то, нет разницы, с чем работать – с Alldata, Mitchell или с TecDoc: со временем приобретаются навыки. Но все же удобнее в использовании MotorData. Программа эта «молодая», созданная российскими специалистами, и сравнивать ее с тем, что существуют на рынке, не берусь. Но замечу, что разработчики максимально приблизили ее к нашим практическим условиям.

Некоторые пользователи отмечают «слабое наполнение программы». Отчасти – да, но этот недостаток исправляется. А вот достоинства у нее есть, и достаточно весомые.

Сразу отмечу: я не рекламирую эту программу, а работаю с ней. И что касается японских автомобилей, то во время диагностики обращаюсь к ней постоянно.

MotorData содержит информацию, необходимую для правильного выбора той самой «исходной точки», с которой и начинается работа диагноста. А дальше идет не «пошаговое руководство поиска», а, скажем так: «основные реперные точки», через которые диагност «прокладывает путь» поиска неисправности. Это позволяет методом исключения быстро локализовать неисправность.

В этом отличие от той же Alldata, где, прочитав код, нужно (если не знаешь условия его возникновения) переходить в другой раздел, а далее – к пошаговому поиску. А это еще переход…

Кроме того, английский язык, на котором написаны программы, тоже не способствует быстрому поиску и локализации неисправности. Тот же код ошибки еще нужно корректно перевести, уж не говоря о тексте, где описаны условия его возникновения. А в MotorData сразу все написано на родном русском.

Два примера удобства работы с MotorData

1. Это реальный NISSAN, которому на других СТО поменяли датчик коленчатого вала, основываясь на считанном коде, – но при этом неисправность осталась. А теперь посмотрим на экран 1. Слева перечислены причины (реперные точки). Справа – условия возникновения кода (трассировка пути поиска). Отправной точкой является сам код Р0335. Замечу, что расшифровка кодов ошибок в данной программе очень корректна: все перед глазами на одной страничке. Дальше щелчок по иконке PinData.

Экран 1
Экран 1

Вот так выглядит сигнал датчика, приходящий на 13-й пин блока. Параметры его также определяются сразу, поскольку указаны условия, при которых он снят, данные развертки и уровня. Теперь остается найти нужный провод со стороны жгута и присоединить к нему осциллограф.

Когда работаешь с мануалами, есть некоторое неудобство: разъем указан на блоке (а не на жгуте), и приходится этот разъем мысленно «переворачивать» и начинать отсчет пина. А здесь просто нужно щелкнуть мышкой на иконку – и получаем то, что нужно (экран 2). Скажете – мелочь? Но сколько из-за этой «мелочи» терялось времени, и сколько было «уходов в сторону»…

Экран 2
Экран 2

Теперь по этой неисправности. После того как заменили датчик, а результат оказался отрицательным, предыдущие диагносты «приговорили» блок управления. Из чего они исходили? Код был. Расшифровку сделали и, собственно, получили отправную точку для поиска. А вот дальше разобраться не смогли, потому что не знали.

Блок при данной неисправности оказался ни при чем. А неисправность заключалась именно в последнем пункте условий возникновения кода: (Сигнал датчика не соответствует норме….). Поэтому, посмотрев форму сигнала и его параметры, мы полезли к датчику. Вынули его, а посадочное гнездо и место установки осмотрели эндоскопом. И обнаружили утративший от ветхости прочность резиновый сальник со старого датчика. Когда его «выдирали» из посадочного места, сальник разорвался и остался внутри. Это и не позволило установить новый датчик правильно и выдержать необходимый зазор до ротора.

…В программе MotorData подкупает наглядность, удобный интерфейс – простой, интуитивно понятный. В ней много полезных вещей: она позволяет вести поиск по коду неисправности, по модели двигателя, содержит необходимые при диагностике справочные данные, порядок проверки отдельных элементов и значения измерений, месторасположение элементов системы, промежуточных разъемов, распиновку со значениями и изображениями сигналов. Нужный элемент – тот же предохранитель – находится мгновенно: буквально один щелчок мышки, и вы получаете наглядную картинку, где он стоит в блоке.

2. CHEVROLET CAPTIVA.

Ошибки Р2120, Р2128. Человек поменял датчик педали акселератора, а машина как входила в ступор, так и продолжила. Дилеры два месяца, что называется, «пудрили мозги». Вот он и ездил – «затупила» машина, останавливался, сбрасывал клемму аккумулятора, потом заводил и ехал дальше. Причем ошибки появлялись бессистемно: мог день отъездить, а мог и несколько раз останавливаться.

Вот эти ошибки на экране 3. А напротив них (обратите внимание!) красные флажки, на которых надпись TSB. Скажу честно, не будь их, я бы оказался в положении тех, кто пытался сделать машину до меня. А ответ на вопрос был найдет одним щелчком мышки по этому флажку (экран 4).

Экран 3
Экран 3
Экран 4
Экран 4

Если бы не было этого значка, вероятность того, что все равно сделал бы машину, есть. Но вот когда – это вопрос открытый…

Так что MotorData – пусть еще «молодая» и «не полностью наполненная», но, на мой взгляд, исключительно полезная программа экспресс-диагностики. И, отмечу, не только для начинающих.

  • Михаил Смирнов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены