Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Маленький Большой Пассажир

Маленький Большой Пассажир

В 2011 году в России в дорожно-транспортных происшествиях погибло 944 ребенка. Число погибших детей в возрасте до 7 лет, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров, возросло на 22,4%, что составило практически половину всех погибших детей-пассажиров и по сравнению с 2010 годом увеличилось на 5,1%, или на 48 человек.

По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибает около 262 тыс. детей, а 10 млн маленьких пассажиров получают травмы. Исследования свидетельствуют – снизить детскую смертность на 71% могло бы использование специальных удерживающих устройств. Однако половина детей до 10 лет перевозится без автокресел, а 45% детей пристегнуто неправильно. По данным глобальной сети SafeKids Worldwide, суммарный критический показатель игнорирования детских удерживающих устройств составляет около 73%. Чаще всего игнорируется использование детских автолюлек, на втором месте – устанавливаемые против направления движения конвертируемые автокресла. Вместе с тем использование детских автокресел снижает вероятность смертельного исхода в ДТП для новорожденных и малышей на 71 и 54% соответственно. Их применение в сравнении с использованием ремней безопасности сокращает риск травматизма среди детей на 71–82%, а смертельного исхода – на 28%.

Использование бустеров (специальных сидений, позволяющих ребенку сидеть выше обычного) снижает риск получения различного рода травм у детей от 4 до 8 лет на 45% в сравнении с использованием только ремней безопасности. Автокресла, расположенные по направлению движения, снижают риск получения травм на 60%, а расположенные против направления движения – на 90–95%.

Если говорить о статистике детского травматизма в ДТП, то Россия, как водится, идет своим путем и абсолютно не в ту сторону. По данным ГИБДД, в 2011 году в России в ДТП погибло 944 ребенка, перевозка каждого второго погибшего ребенка осуществлялась без применения удерживающего устройства (см. табл. 1). В Германии эта цифра не дотягивает и до 30. Но дело даже не в простом сравнении. У нас число погибших детей ежегодно возрастает на 10–12%, а в Германии на такой же процент сокращается (см. табл. 2). Есть в Германии город, известный едва ли не каждому автомобилисту, называется он Штутгарт. В мировой и немецкой статистике он прославился не только выпуском автомобилей – в городе и его окрестностях за последние годы в ДТП не погиб ни один ребенок!

А что у нас? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно со специалистами Международного центра медицинских исследований Университета Джонса Хопкинса и местными специалистами в октябре 2010 года и в декабре 2011 года провел исследование на тему использования детских автокресел в Липецкой и Ивановской областях РФ. Его результаты выглядят удручающе:

• только 20% детей постоянно находится в автокресле в процессе перевозки;

• 47% родителей используют автомобильное кресло при поездках с детьми, в Москве доля владельцев кресел больше, чем в среднем по стране, – 72%;

• больше трети участвовавших в опросе автовладельцев-родителей даже не собираются приобретать автокресло;

• 20% родителей считает, что у «мамы на ручках надежнее»;

• 3% не верят в то, что кресло защитит ребенка в случае ДТП;

• в Липецкой области только 9% машин с детьми были оборудованы какими-либо устройствами для повышения безопасности маленьких пассажиров;.

• в Ивановской области базовый уровень использования детских кресел составлял 21%.

По прочности пластиковый каркас
не уступает алюминиевым
По прочности пластиковый каркас не уступает алюминиевым
Шейная поддержка обязательно имеет
несколько регулировок положения
Шейная поддержка обязательно имеет несколько регулировок положения

Международная программа «Маленький Большой Пассажир» направлена на привлечение внимания общественности к безопасности детей в автомобилях и необходимости использования для данных целей удерживающих устройств. Огромную роль в этой работе могут и должны сыграть дилерские и сервисные центры, и выбор форм работы безграничен. Можно, например, в контакте с ближайшим Дворцом бракосочетаний или ЗАГСом вручать молодоженам в качестве подарка бонусные талоны на покупку кресел или предоставлять определенные льготы тем, кто одновременно с автомобилем приобретает детские кресла. А можно, например, организовать при салоне или СТОА прокат детских кресел. И если это операции все-таки затратные, то проводить регулярные демонстрации правильной установки кресел в салоне можно абсолютно бесплатно. Что еще можно сделать? Прежде всего рекомендовать покупку автомобилей со штатными системами крепления детских кресел ISOFIX. На сегодня это самая распространенная и совершенная система креп­ления детских автокресел.

Не менее важно объяснять родителям-автовладельцам необходимость отключения пассажирских подушек безопасности в случае перевозки ребенка на правом переднем сиденье. Если автовладелец собирается стать родителем, не лишне будет напомнить ему, что кресла группы 0 и 0+ крепятся спинкой по ходу автомобиля, а самое безопасное место в автомобиле – за спиной водителя.

Боковые поддержки головы —
монолитные
Боковые поддержки головы — монолитные

Вот где необходимо участие специалистов дилерских и сервисных центров, так это в знакомстве автовладельцев с конструкцией и возможностями современных детских автокресел. Сейчас на нашем рынке только крупных брендов представлено около двух десятков, а уж о китайских и прочих «поделках» и говорить не приходится. И здесь только от профессионалов зависит правильность выбора кресла. Так что же надо знать о современном детском автомобильном кресле?

Прежде всего существует международная классификация кресел в зависимости от веса ребенка. Именно вес, а не возраст, как это ни покажется странным, определяет применяемость кресла (см. табл. 3). Вопрос второй – что лучше: периодически менять кресло или взять одно «на вырост»? Казалось бы, взял одно автокресло со множеством регулировок, и все в порядке. Но представить себе, что одно кресло может применяться для ребенка в возрасте от 9 месяцев до 12 лет, согласитесь, трудно. Возьму на себя смелость активнее рекомендовать родителям как минимум трижды менять кресло по мере роста ребенка. Другое дело, как это сделать с наименьшими затратами для них. Здесь можно организовать прокатный или обменный фонд при дилерских или сервисных центрах.

Теперь несколько слов о том, что представляет собой детское кресло. Его основа – каркас. Еще недавно основным материалом для него были сталь и алюминий. Сейчас несколько компаний, и среди них Recaro, предлагают автокресла с алюминиевыми каркасами. Большинство же компаний, в первую очередь основных изготовителей кресел – итальянских и немецких – выпускают кресла с пластиковыми каркасами. Современные пластики, которые используются для каркасов, по прочности практически не уступают алюминиевым сплавам, но гораздо дешевле, а сделанные из них каркасы намного легче. При этом они обеспечивают креслу все нормы безопасности ECE R 44/04 и травмобез­опасны в случае тяжелых ДТП (см. табл. 4). Достигается это формированием ребер жесткости и усилителей в теле основных элементов каркаса. Все подвижные элементы, предназначенные для подгонки сидения под рост ребенка, имеют жесткую фиксацию. Кроме небольшого веса при отменной жесткости, у пластиковых каркасов есть еще одно преимущество. Не секрет, что время от времени их надо дезинфицировать, и пластик уверенно выдерживает эту процедуру.

Детское автомобильное кресло – сложный и достаточно дорогостоящий комплекс. Но разве можно сравнивать цену детской жизни с его стоимостью? По-моему, бессмысленный вопрос. И объяснить эту простейшую истину нерадивым родителям – задача менеджеров дилерских салонов и мастеров сервисных центров.

Фото: Анастасия Опалина

  • Любовь Ильина

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены