Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Лучше учиться на чужих ошибках

Лучше учиться на чужих ошибках

В США к замене автомобильных стекол отношение серьезное: менять их могут только сертифицированные компании – и только с использованием сертифицированных материалов. У американских автомобильных «стекольщиков» есть даже свой специализированный журнал под названием AutoGlass.

Казалось бы, «там» мастера сервисных станций работают без ошибок. Ничего подобного: халтурщики (или просто неподготовленные специалисты) есть везде – и в США тоже. И журнал AutoGlass регулярно публикует примеры такой «работы», для чего даже завел специальную рубрику под названием «Позорный столб».

Американский специалист по авторемонту Дэйв Элдридж собрал статистику типичных ошибок (или халатности) при вклейке автомобильных стекол. Он разделил эти ошибки по степеням риска и опубликовал свои выводы еще несколько лет назад. Но с завидной регулярностью ошибки повторяются. А иногда находятся «изобретатели» которые придумывают что-то новенькое…

Итак – что и как делать нельзя.

Особо опасные ошибки

1. Ржавчина на кромке рамки. В зоне приклеивания нельзя оставлять даже малейшие очаги коррозии и незащищенные сколы лакокрасочного покрытия. Под клеевым слоем развитие коррозии происходит незаметно, и прочность соединения неизбежно теряется. Зафиксированы случаи, когда при аварии срабатывали подушки безопасности и стекла из-за коррозии на рамке просто-напросто вылетали на дорогу.

2. Битумные пятна на кромке рамки. Полиуретан практически не прилипает к битуму. Еще хуже, когда битумом пытаются «облагородить» клеевой шов: он блокирует доступ влаги, и полная полимеризация клея затягивается на неопределенное время.

3. Отказ от черного грунта (праймера). Лучшее современное стекло пропускает 0,1% падающих на него ультрафиолетовых лучей, а для полиуретана губительно и в 10 раз меньшее излучение (SAE 98.04.64). Без защиты черным праймером клеевой слой разрушится.

4. Неправильное нанесение материалов. Черный грунт (праймер) следует наносить на стекло, а клей – на рамку кузова. Оставшийся на рамке старый полиуретан толщиной 1–2 мм обеспечивает наилучший контакт с новым клеем. В результате образуется оптимальная система склейки.

Ошибки средней степени опасности

1. Выдержка, необходимая для полимеризации клея. После вклеивания стекла необходимо выдержать срок, указанный производителем. Иначе придется переделывать работу – в лучшем случае.

2. Влияние погодных факторов. Если жарко и влажно, наносить клей и устанавливать стекло нужно как можно быстрее. Иначе поверхность полиуретана начнет полимеризоваться, появится пленка, и склеивания не произойдет – тем более при использовании клеев быстрого отверждения.

3. Замена стекла в неподходящих условиях. Иногда передвижные станции предлагают вклеить стекло прямо на месте аварии. Качество такого ремонта может быть сомнительным, поскольку в дорожных условиях сложно уберечь клеевую поверхность от пыли, грязи, дождя и снега.

Ошибки незначительные, но важные

1. Влияние низкой температуры. В холодное время года стекла надлежит менять в теплом помещении. Холод замедляет полимеризацию.

2. Касание стекла руками. Обезжиренные поверхности руками трогать нельзя!

3. Несоблюдение марки и типа клея. Полиуретановый клей, используемый при замене стекла, должен быть аналогичен прежнему. Когда дорогой клей кладут на остатки более дешевого, не страшно. Но если наоборот, то могут возникнуть проблемы, выходящие за рамки «малого риска».

«Позорный столб», или Халтура по-американски

В эту рубрику журнала AutoGlass свои замечания присылают автостекольщики, которым приходится переделывать работу за других.

Лэнс Спитлер:

Автомобиль Ford F-250. Печально, что работник, который выполнял эту работу до меня, прежде чем установить стекло, поленился сделать элементарную вещь – не убрал ржавчину и не обработал рамку грунтом. К сожалению, вижу такое почти каждый день.

Джордж Веллер:

Автомобиль пришел к нам от автодилера из города Дулут, штат Миннесота, для ремонта протечки в верхнем левом углу ветрового стекла. После снятия стекла мы обнаружили, что предыдущий работник, когда устанавливал стекло, не снял в углу защитную ленту!

Майкл Престон:

К нам приехал клиент, который по гарантии требовал устранить шум ветра в салоне, возникающий при движении. Кстати, я был третьим, кто пытался решить эту задачу. Когда срезал стекло, то обнаружил, что предыдущие работники просто пытались «мазать» щель слоем клея – без демонтажа стекла. Мне также пришлось «лечить» коррозию рамки, так как предыдущие «спецы» не использовали праймер.

Бекки Бехтель:

Предыдущие специалисты «боролись» с протечками стекла у этого минивэна очень оригинальным путем – образовавшиеся из-за коррозии отверстия они заполняли строительной пеной. Так что прежде чем приступить к установке нового стекла, мы предложили клиенту посетить кузовной цех и заменить рамку и большую часть крыши.

Дэйв З.:

Ветровое стекло на этом автомобиле было установлено на «жидкие гвозди». И придавлено деревянным бруском, который держал его на месте, в то время как клей застывал. Время высыхания «жидких гвоздей» составляет более 24 часов. О прочности и надежности такого соединения говорить не приходится…

Кен Дрюс:

Установщик не грунтовал рамку вообще. Конечный результат – в течение нескольких лет главной проблемой у машины была ржавчина под слоем клея, и как следствие, протечки. Пришлось вырезать стекло, снимать весь слой клея и зачищать рамку.

Шейна Берк:

Ford Taurus 2002 года. Стекло было установлено на силиконовый клей поверх оригинального полиуретана. Автомобиль прошел 18 тыс. миль и прибыл к нам для замены стекла. Клиент сказал, что его замучили протечки, и что продавец не мог их устранить.

Как показывает анализ сообщений в журнале AutoGlass, ошибки и «халтура» при замене стекол у американцев являются результатом пренебрежения технологией, предписанной фирмой-производителем. Например, если препараты Dinitrol при правильном их использовании гарантируют быструю и качественную вклейку стекла, то не стоит изобретать свои «методы», упрощая технологию: она и так разработана для экономии времени работника. Но, что важно – в ней нет ничего лишнего. Если предписано убирать коррозию, применять праймер, то это надо делать обязательно.

…Один очень умный человек говорил: «Умные учатся на своих ошибках. У нас для этого нет времени. Так что будем учиться на чужих…». В нашем случае – на ошибках американцев.

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены