Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Козырные карты

Козырные карты

Одна из наших задач – рассказывать о современных технологиях и профессиональных материалах. А еще – развенчивать мифы. Всё это применимо и к защите автомобиля от коррозии. Начнем с мифов.

«Иномарочный»

Это самый распространенный миф. Он уходит корнями в глубины российского менталитета, в те далекие годы, когда любые западные товары представлялись верхом совершенства. Благо своих почти не было. Звучит миф так: «Иномарки не гниют, они вообще не ржавеют». Словом, пожизненный иммунитет! Protection forever! Зачем думать о каких-то антикоррозионных материалах и обработках? А вот Шведский королевский институт металла и коррозии в далеком городе Стокгольме так не считает. Раз в три-четыре года его сотрудники организуют масштабное изучение коррозионных поражений автомобильных кузовов – причем самых популярных в Европе марок и моделей. Институт доказывает: кузова медленно, но верно разрушаются. И бьет тревогу: нужна регулярная антикоррозионная обработка! Всем машинам без исключения. Если что, институтские отчеты в редакции имеются. Вот вам и неуязвимые иномарки... Как такое может быть: в Швеции и других европейских странах машины корродируют, а у нас в России, где и «соль солонее», и воздух грязнее, и климат капризнее – проявляют чудеса стойкости. Что-то не вяжется... Кроме того, посмотрите на первую нашу фотографию. Это популярный кроссовер, выпущенный там, «за бугром». На его днище лишь заводская грунтовка и краска. А сварные швы стыдливо прикрыты полосками герметика. Даже пластизоль упразднили в погоне за экономией. А теперь представим, что эта «голь перекатная» попадает на наши дороги – те самые, «с солью, с песочком.»

«Автосалонный»

В отличие от первого, этот миф рукотворный. Его творцы – хитрые и расчетливые люди. При покупке автомобиля они сулят будущему владельцу «гарантию на кузов от коррозионного поражения». Шесть лет! Восемь лет! Двенадцать лет! При этом стыдливо умалчивают, что гарантия дается на так называемую «перфорированную ржавчину». То есть на срок до появления сквозных дыр, когда придется уже не обрабатывать машину, а заниматься серьезным и дорогим кузовным ремонтом. Но гарантия даже на перфорированную ржавчину – вещь лукавая. Почитаешь иные «Сервисные книжки» и диву даешься. Например, вот что пишут производители славной марки Toyota: «Ограничение гарантийных обязательств: Изготовитель не отвечает за недостатки автомобиля Toyota, кузова, лакокрасочного покрытия, запасных частей или аксессуаров в случае, если они вызваны нарушением Владельцем правил использования (эксплуатации), хранения или транспортировки автомобиля Toyota, действиями третьих лиц или непреодолимой силы. < > Также гарантия не распространяется на: < > повреждения или коррозии кузова, возникшие в результате воздействия каких-либо внешних факторов, включая: сколы и царапины от камней, воздействие соли, сока и почек деревьев, птичьего помета, града, кислотных дождей, стихийных бедствий; < > полировки, чистки и антикоррозионные обработки» Скажите, где у нас нет соли, дорожных камешков, почек деревьев, птиц, града и кислотных дождей? Вы знаете такие места? Мы – нет. И смотрите – даже своей полировке и антикоррозионной обработке производитель автомобиля не верит. То есть кузов вообще вне гарантии! Хорошо живется продавцам. Счастливый обладатель новой иномарки не задает неудобных вопросов. Как уже говорилось, коррозия его мало интересует. То ли дело расположение пепельницы. Разгон «до сотни»! Так и уезжает во власти мифа, что шесть лет с кузовом ничего не надо делать. А тот «зацветет» года через три – уж изнутри-то точно. Но сквозных дыр еще не будет, значит, и претензий никто не примет.

«Химико-технологический»

Этот миф обожают рекламщики и «джинсовые» журналисты. Чего только не наслушаешься и не насмотришься, когда они начинают воспевать автохимию во всех ее ипостасях! Мы не против рекламы как таковой. Но если в ней попираются азы естественных наук, то извините. Впрочем, давайте конкретно. Несколько лет назад нас накрыла волна антикоррозионных мастик с цинковыми и алюминиевыми наполнителями (просьба не путать с препаратами холодного цинкования, речь не о них). Металлизированным мастикам приписывались удивительные свойства. Мол, это «электрохимический барьер» и даже... «аналог заводской оцинковки»! Разберемся. Механизм цинковой защиты известен. Горячим ли, холодным способом, но цинк наносят на черный металл, на «голую» сталь. При повреждении покрытия возникает гальваническая пара. Цинк активнее железа, поэтому он «отвлекает» коррозию, медленно разрушается, а стальная панель остается в целости и сохранности. А теперь посмотрим на автомобиль, прибывший на антикоррозионную станцию. Мастер с пистолетом. Насос качает мастику с металлической пудрой. Где же диспергированный цинк соприкоснется с «голой» сталью? На днище антикор ложится на слой пласти-золя, под которым – краска. Под ней – выравнивающая грунтовка, катафорезная грунтовка и фосфатная пленка. Целый слоеный пирог! Откуда там возьмется гальваническая пара «железо – цинк», чтобы защитить сталь? В полостях заводское покрытие проще, но все равно – катафорезная пленка есть и там. Да и сам антикоррозионный материал – это диэлетрик. О какой электропроводимости и электрохимической защите тут говорить? Спору нет, идея модификации мастики металлической пудрой неплоха. Защитная пленка получается более прочной, устойчивой к абразивным воздействиям и... все. Зачем же морочить людям головы, выдвигая на рынок полчища мастичных «цинков» и «бицинков» под флагом электрохимической защиты? При чем оцинковка? Кстати, о заводской оцинковке. Ученые Шведского института металла и коррозии доказали, что это не панацея. Тем более, если оцинкована только часть панелей. Автомобиль с кузовом из разнородных материалов ржавеет быстрее. Причина – электрохимическая коррозия, материалы-то разные. А машин, оцинкованных на все 100%, в природе мало. Да и у тех в атмосфере большого города цинковое покрытие разрушается со скоростью 5 мкм в год. Иными словами, отъездил два-три года и... приехал. Что же говорить о комбинированном кузове? Помните давнишнюю рекламу: известный артист нахваливает «Иж» (были у нас и такие авто). Мол, кузов теперь с оцинковкой! На минуточку. Не «оцинкованный кузов», а «кузов с оцинковкой». Уловили разницу? Еще пример. Некоторое время тому назад на российский рынок продвигался материал из Канады. Само его название грозило остановить ржавчину! По словам «пиарщиков», он защищал металл, «взаимодействуя с ним на молекулярном уровне». Это что – бред или уловка? Кристаллическая решетка металла состоит из атомов и катионов, между которыми – электронный газ. И что – антикоррозионный материал способен рвать связи и замещать атомы Fe? Ребята, это средняя школа! Но что делать – таков уровень общения между рекламщиками и потребителями. «"Три" по физике, "два" по химии». Впрочем, по физике тоже «два». И все же выход у обманутого потребителя есть – регулярно, каждые два-три года обрабатывать автомобиль на профессиональной антикоррозионной станции. Как именно?

Не всё золото...

Справедливости ради отметим, что многие автосалоны предлагают антикоррозионную обработку при покупке автомобиля. Кто-то делает ее вполне достойно, на «пятерку» или твердую «четверку», а кто-то – очень плохо. В чем беда «двоечников»? Во-первых, при оснащении антикоррозионных постов они приобретают, извините, «кастрированный» комплект оснастки: «насадка-крюк» и гибкая трубка для обработки полостей плюс насадка для покрытия днища. Профессионал сразу скажет: таким набором полноценно автомобиль не обработаешь. Во-вторых, практикуют «недолив» материала – иногда до 30-50%. Обрабатывают лишь те участки, которые легко проверить визуально. А удаленные и скрытые уголки кузова остаются незащищенными. При этом покупатель оплачивает все работы в полном объеме. В-третьих, нередко применяют какие-то сомнительные препараты, антикоррозионное действие которых никем и никак не подтверждено. Как такие препараты попадают на рынок? Очень просто. Беда в том, что в России до сих пор нет стандарта на автомобильные антикоры. Налицо нормативная брешь. Сей печальный факт позволяет всем желающим «бодяжить» разнообразные мастики, выдавая их за российские аналоги известных зарубежных материалов. Дешевые «аналоги» – еще одна приманка для нашего несчастного, потребителя. А ведь сколько раз твердили миру, что качество дешевым не бывает.

Технология как система

Так какую станцию следует считать «правильной»? Ответ таков: не просто закупившую защитные материалы и профессиональную оснастку, а работающую по системе. Что имеется в виду? А вот что. Система антикоррозионной защиты включает многое: обучение персонала, технологию и методику работы, оборудование, материалы, контроль, гарантии. Словом, весь цикл обработки, основанный на единой концепции. Один из обязательных признаков системы – технологическая карта. Поговорим о ней подробнее. В России немало сервисов, где антикоррозионная обработка проводится формально. Например, так: помыли машину, обработали внутренние полости дверей, стоек, капота и багажника. Вознесли машину на подъемнике, «пролили» полости, доступные снизу, покрыли мастикой днище – и пожалуйста, готово. Вроде все правильно, клиент доволен, деньги получены. Но если спросить мастера: «А есть ли у вас технологическая карта для обработки данной конкретной машины?» – ответ будет примерно таким: «А зачем?». Мол, что «Жигули», что Toyota – все едино. Такая реакция говорит лишь об одном: о недостаточной подготовке мастера. Настоящие профессионалы давно отказались от клише «все кузова одинаковы». Да, у всех автомобилей имеются пороги, стойки, двери, капоты и проч. Но тут-то сходство и заканчивается. В угоду обеспечения жесткости кузова при непрерывном снижении веса автомобиля в полостях делаются сложнейшие нахлесты, фигурные ребра, усилители и т.д. Поэтому полости кузова современного автомобиля таят в себе хитрые переплетения металла. Самостоятельно изучить все особенности, конечно же, невозможно. Да это и не нужно, поскольку сей труд взяли на себя производители антикоррозионных материалов. Как же они постигают тонкости кузовных конструкций? Во-первых, штудируя техническую документацию завода – изготовителя автомобиля. Во-вторых, изучая кузов при помощи бороско-пов, позволяющих заглянуть в самые потаенные уголки скрытых полостей. В-третьих, разрезая кузова аварийных и утилизированных машин. В результате появляется статистика: где именно и в какие сроки возникают очаги коррозии у той или иной модели.

«Карты правду говорят...»

А потом на свет рождаются руководства к действию – технологические карты обработки кузова. Вспомним банальную истину: коррозия приходит изнутри. Поэтому надежная защита на 99% зависит от грамотной профессиональной обработки скрытых сечений. Иными словами, от действий мастера, изучившего конкретную технологическую карту. Только карта укажет, как дотянуться факелом до «критических точек» проблемных участков, где просверлить дополнительное отверстие, когда поменять насадку. Говоря формально, технологические карты – это составная часть информационного обеспечения профессиональной антикоррозионной защиты. Такая же как обучение персонала, описание технологий и методик работы, контроль, гарантии, работа с клиентурой. Обратимся к опыту корпорации Dinol AB. Наряду с описаниями препаратов, инструкциями, руководствами и прочими полезными вещами, фирменные сервисы получают технологические карты со схемами и рисунками. В них указана вся необходимая мастеру информация: в какой последовательности, какими материалами, каким инструментом, какие участки автомобильного кузова обрабатывать. Причем не какого-то абстрактного автомобиля, а конкретной марки, модели и года выпуска. Отрадно, что информация, с таким трудом (и такими затратами!) добытая производителями антикоров является абсолютно открытой и доступной. Это удивительный пример непрерывно подпитываемого ноу-хау, владельцы которого заявляют: пользуйтесь! Давайте посмотрим на помещенные здесь карты. Они усеяны графическими значками. Это своеобразный язык, которому присущи однозначность, простота и доступность. Не будем сейчас разъяснять всю символику – для ее изучения предусмотрены специальные руководства, и дублировать их нет смысла. Но отдельные значки все же расшифруем. Пустой кружок говорит о том, что материал закачивается в отверстие, выполненное заводом – изготовителем автомобиля. Кружок с закрашенной сердцевиной – это отверстие, также выполненное заводом-изготовителем, но заглушенное пробкой. Кружок с незакрашенным треугольником говорит о том, что отверстие для закачки материала необходимо просверлить на станции антикоррозионной обработки. Кружок с закрашенным треугольником – что отверстие необходимо просверлить и заглушить после обработки. Наличие подробных технологических карт, безусловно, говорит о тщательности, скрупулезности фирменного подхода к антикоррозионной защите автомобиля. А строгое следование документации позволяет свести к минимуму человеческий фактор и избежать ошибок при обработке. А клиенты оценят это по достоинству.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены