Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические вопросы авторныка. Часть 10. Импортер и потребитель – взаимные права и обязанности

Юридические вопросы авторныка. Часть 10. Импортер и потребитель –  взаимные права и обязанности

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

В предыдущих выпусках мы обсуждали права и обязанности продавцов и ремонтных организаций по отношению к потребителям. Сегодня рассмотрим спектр урегулированных Законом правоотношений импортеров автомобилей с потребителями.

Общие положения

Для начала определимся – кто такой импортер? Закон определяет импортера как организацию независимо от того, является ли она предприятием, или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Импортер автомобиля отражается в графе 21 Паспорта транспортного средства (ТС). В его правах и обязанностях по отношению к потребителю имеются некоторые особенности.

Импортер является одним из ответственных лиц по удовлетворению требований потребителя, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон), в течение гарантийного срока, установленного изготовителем. Импортер является компанией, которая с одной стороны, как правило, не вступает с потребителем в непосредственные отношения (он всего лишь ввозит автомобиль на территорию страны и, как правило, не реализует его конечному потребителю). В то же время она несет ответственность за качество ввезенного товара (хотя и с некоторыми нюансами, о которых речь пойдет ниже).

Бремя доказывания

Как и другие субъекты ответственности перед потребителем, импортер освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

При этом Законом установлено, что импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Иными словами, бремя доказывания отсутствия вины в нарушении прав потребителя лежит на импортере в пределах гарантийного срока.

Возможные требования к импортеру и порядок предъявления

Потребитель вправе предъявить импортеру требования о:

– замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула),

– незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

На это указание Закона следует обращать отдельное внимание, поскольку в такой формулировке содержится довольно существенный механизм защиты прав импортера и заключается он в следующем. Зачастую потребители, предъявляя по отношению к импортеру требование о взыскании денежных средств в размере стоимости автомобиля (и иных, вытекающих из основного требования сумм), продолжают эксплуатировать автомобиль, который считают товаром ненадлежащего качества (например, в автомобиле дважды проявлялся недостаток лакокрасочного покрытия, однако это не мешает использовать товар по назначению).

Указанный в Законе правовой механизм предъявления требований по отношению к импортеру (который довольно редко и крайне неохотно применяется судами на практике, а в ряде регионов принципиально отвергается судами даже после разъяснения такой позиции и ссылок на практику правоприменения судами указанной нормы), тем не менее позволяет импортеру настаивать на том, что требование о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств может быть предъявлено именно к импортеру только одновременно или после возврата потребителем автомобиля импортеру.

В отношении случая предъявления требования к продавцу Закон предусматривает, что в случае отказа от исполнения договора купли-продажи и предъявления требования о возврате уплаченной за товар суммы, «по требованию продавца и за его счет, потребитель должен возвратить товар с недостатками». То есть в отношении предъявления требования к продавцу автомобиля Законом обязанность потребителя вернуть автомобиль обусловлена наличием такого требования со стороны продавца, и только после предъявления такого требования.

В отношении же импортера Законом установлен иной порядок – потребитель обязан сначала (или одновременно) возвратить товар импортеру (который не должен требовать такого возврата, так как потребителя это обязывает сделать Закон, на который он ссылается), а затем (или одновременно) предъявить требование о взыскании денежных средств.

Учитывая, что автомобиль на момент рассмотрения дела в суде, как правило, потребителем импортеру не передается (а это безусловная обязанность потребителя), то потребитель в такой ситуации не исполняет ту обязательную, предусмотренную Законом (на который он ссылается) процедуру возврата автомобиля для возможности предъявления требования о выплате стоимости автомобиля в отношении импортера, а значит, не вправе рассчитывать на выплату ему денежных средств без соблюдения указанного в Законе порядка.

Однако если потребитель передает товар импортеру, то последний обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, в которой вправе участвовать и потребитель.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара импортер обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец или изготовитель, потребитель обязан возместить импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Для реализации механизма взыскания расходов на такого рода экспертизу рекомендую предварительно получить от потребителя в письменной форме согласие на проведение такой экспертизы и уведомление о последующем распределении расходов на нее.

Доставка неисправного автомобиля импортеру

Довольно часто потребители пользуются нормой Закона, в соответствии с которой доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг (таким критериям соответствуют все автомобили) для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет импортера. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии импортера в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом импортер обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Потребители используют указанную норму Закона, в частности, для обоснования начала течения срока на ремонт, указывая, что направили импортеру письмо с требованием о ремонте, и с этого момента следует исчислять срок ремонта, хотя автомобиль для ремонта не предоставили. В такой ситуации следует занимать позицию, в соответствии с которой только требования о ремонте на листе бумаги недостаточно для начала исчисления срока ремонта, поскольку без предоставления автомобиля импортеру потребитель не вправе рассчитывать на начало исчисления срока ремонта – отремонтировать автомобиль без его получения физически невозможно.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» импортер должен доставить товар для ремонта, только если он находится в месте нахождения потребителя. Поскольку, как правило, импортеры находятся лишь в некоторых городах России, а потребители предъявляют требования в судах по месту своего жительства по всей стране, то для такой ситуации п. 7 ст. 18 Закона предусматривает лишь возмещение импортером расходов потребителя на доставку товара.

Более того, даже если импортер и потребитель находятся в одном месте и импортер не доставляет товар потребителя для ремонта самостоятельно, то правовым последствием для импортера указанная норма предусматривает ТОЛЬКО возмещение потребителю его расходов на доставку товара за собственный счет, но не возврат денежных средств за товар или какие-либо иные последствия. Правоприменительная практика (хотя и не в большом количестве) по этому вопросу является подтверждением того, что выработанная мною позиция имеет право на существование.

Продолжение следует

  • Сергей Барышев

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены