Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

И стал автомобильный журналист таксистом

И стал автомобильный журналист таксистом

Андрей Кочетов – военный моряк, капитан 2-го ранга. Уволившись в запас, занялся автомобильной журналистикой – технарь есть технарь. Работал редактором в различных изданиях «За рулем», ездил в командировки, тестировал автомобили, писал обзоры, репортажи, словом – работал во всех жанрах. И вот, как это произошло со многими нашими коллегами… да, пришлось сменить профессию. Но журналист не может не писать. Далее – рассказ самого Андрея.

Желтый лохотрон

В мегаполисе без официального такси никак нельзя, и власть предержащие наконец это поняли. Остатки таксопарков, чудом выживших в Москве в первые перестроечные годы не выдержали конкуренции с нелегальным извозом, а практически каждая поездка с «бомбилой» превратилась в рулетку: довезут — не довезут, ограбят – не ограбят или того хуже.

Приняли закон, приравнивающий нелегальный извоз к незаконной коммерческой деятельности, бросили ДПС на «отлов» промышляющих транспортными услугами без лицензии и, как у нас водится, отдали этот лакомый кусок городского хозяйства бизнесменам. Молодцы! Все правильно сделали! Ведь не для кого ни секрет: у крепкого хозяина дело идет всегда лучше, чем у госструктуры. Бизнес отнесся к поставленной задаче с ответственностью и пониманием, засучил рукава и начал работать! Успех налицо! Всего за два-три последних года желтые машины с лицензиями и электронными таксометрами практически вытеснили с улиц столицы нелегальных извозчиков на потрепанных «ведрах с болтами». Вызов такси теперь делается одним кликом на смартфоне. Для пассажира наступил не «коммунизм», конечно, но уж точно «развитый социализм»: за поездку все-таки приходиться платить. Зато тарифы вполне божеские и предложений изобилие. Кроме того высокая конкуренция заставляет водителей легальных такси быть предельно пунктуальными, вежливыми и предупредительными.

Даже выделенные для общественного транспорта полосы пригодились: машинам такси разрешили по ним ездить, пока все на своих автомобилях стоят в пробках. Вот такая идиллия с пассажирского сиденья такси.

А вот теперь сядем за руль – раз пассажиру так хорошо, то и водителю должно быть неплохо? Только настораживает одно – в такси водители уже не первый год требуются, требуются, требуются… Прорва какая-то!

Что же вы получаете, нанимаясь водителем такси? За все компании не скажу, а просто поделюсь своим опытом. Откликаемся на вакансию в интернете или просто звоним по телефону. И вот вас приглашают на собеседование. Если у вас все в порядке с правами и есть действующая мед.справка, добро пожаловать на обучение. На него хватает одного дня, а дальше в автоколонну получать машину, таксометр и пожелание «удачной охоты».

Режим работы в большинстве компаний «свободный»: машина домашняя, работай когда хочется, только аренду плати. Ежедневные затраты на «станок» составляют, в зависимости от компании 3500-4000 руб. (примерно 1000 на бензин, 1000 на оплату услуг диспетчеров – 15-20% от стоимости выполненного заказа и аренда). Все что получается свыше этой суммы – твоё! Все понятно и вроде бы зарабатывай – ни хочу. Вот только «надолбить» эти 3500-4000 руб. не так просто как кажется. По моему двухнедельному опыту на это нужно 5-8 часов и соответственно 5-8 заказов – как повезет. В общем, чтобы что-то заработать, приходится крутить баранку по 12-14 часов, проезжая 250-300 км день без выходных. Впрочем, и здесь никто ни ограничивает: можно сдать машину и заняться своими делами – практически отпуск за свой счет. Но большинство таковой не берет и пашет на «галерах» ежедневно, ну или еженощно – кто как любит. В таком режиме мой чистый заработок через неделю «пристрелки» составляет 1500-2000 в день. В наше кризисное время не так уж плохо. Только это очень трудные деньги и подавляющее большинство «новобранцев» выдерживает в таком графике от недели до месяца. На их место приходят новые, чему растущая безработица очень способствует.

Впрочем, работают и «зубры» — профессиональные таксисты еще чуть ли не советской формации. Правда, их очень мало. В общем такси в Москве сегодня — «потогонная система Форда» в чистом виде, перемалывающая «лохов», отчаявшихся найти работу. Хозяев таксопарков тоже можно понять: они вложили деньги в дело и хотят «отбить» их в кратчайший срок. Кто знает когда и как поменяется наше российское законодательство, и вероятность, того что и этот бизнес очередной раз красиво, по закону «кинут» довольно велика. Тут уж не до жиру, а тем более не до засыпающих за рулем, работающих на износ водителей. Как обычно рулит ее величество Бухгалтерия. И здесь все подсчитано правильно: стоимость автопарка отбивается примерно за год за счет арендной платы (порядка 40 000 — 50 000 руб. в месяц с каждой машины, которая к тому же через год имеет вполне приличную остаточную стоимость даже при пробеге 100 000 – 120 000 км). Что же будет когда «лохи» кончатся? Опять извозом займутся нелегалы с трудом владеющие русским языком, не знающие ни города, ни правил дорожного движения на драных «ведрах»? Поживем-увидим…

(с) Андрей Кочетов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены