Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Диагностика электроники легкового и коммерческого транспорта

Диагностика электроники легкового и коммерческого транспорта

Цифровая техника уверенно завоевывает все новые позиции в окружающем нас мире. Не стал исключением и коммерческий транспорт – фактически ни один современный грузовой автомобиль, автобус, легковой автомобиль не обходится без электронных систем управления двигателем, трансмиссией, тормозами и другими механизмами и системами. Их обслуживание и ремонт сопряжены с необходимостью «диалога» между обслуживающим персоналом и автомобилем (вернее, его электронными системами управления). Вот в этот момент и возникает магическое словосочетание – «компьютерная диагностика».

Магическим это словосочетание мы называем потому, что очень часто этой «компьютерной диагностике» приписывают необыкновенные возможности и уникальные по эффективности способности. Мол, «подключили компьютер, он нашел все неисправности, "стер" ошибки, и автомобиль поехал лучше, чем новый». К сожалению, так не бывает. Как не бывает и «компьютерной» диагностики.

Говорить о диагностике необходимо (не компьютерной, а просто диагностике) как о комплексе действий – измерении, оценке пара­метров работы механизмов, узлов и агрегатов и их анализе, направленных на достоверное определение состояния автомобиля (или отдельной системы) и обнаружение причин отклонения этого состояния от нормы. Естественно, для проведения действий по диагностике необходимы специальные инструменты – в том числе и инструменты на базе персонального компьютера – отсюда и термин «компьютерная диагностика».

Целью этой статьи является развенчание «магии» компьютерной диагностики. Для этого необходимо описать состав необходимых для диагностики инструментов и объяснить их функциональное назначение.

Все инструменты, необходимые для диагностики современного грузового автомобиля, условно можно разделить на две группы.

1. Измерительные инструменты и приборы, предназначенные для измерения физических величин (электрические напряжение и ток, давление, метрические размеры) – это амперметры, вольтметры (мультиметры), манометры, штангенциркули и др.

2. Инструменты, позволяющие отобразить в цифровой или графической форме процессы, происходящие в автомобиле во время работы. К этой группе относятся сканеры AUTOBOSS и XTOOL PS2 HD и мотор-тестеры.

Таким образом, даже самый современный мотор-тестер является только измерительным прибором, позволяющим определить значения физических параметров о состоянии (исправности) автомобиля.

Появившись фактически одновременно с электронными системами управления двигателем автомобиля, сканер выполняет функции доступа (общения) к системе управления извне. Дело в том, что работой каждой системы управления автомобиля руководит электронный блок, который, по сути, является специализированным компьютером. Основное отличие от обычного компьютера, к которому мы все уже привыкли, состоит в том, что у бортового компьютера автомобиля (электронного блока управления) нет собственных средств отображения и управления (монитор, клавиатура, манипулятор и т.д.). Отсутствие этих средств объясняется тем, что в процессе эксплуатации автомобиля электронный блок управления функционирует в автоматическом режиме, т.е. не допускает вмешательства извне и не требует отображения информации. Необходимость связи с электронным блоком управления возникает на этапе технического обслуживания и ремонта автомобиля. В этот момент «на сцену» выходит сканер, позволяющий прочитать информацию о параметрах работы системы, которой управляет данный электронный блок управления.

• Широкий перечень диагностируемых автомобилей
и систем
• Возможность тестировать автомобили до 2011
модельного года
• Возможность просматривать Data Stream в виде
графиков
• Простота эксплуатации, удобный интерфейс
• Возможность обновления через Интернет
• Регулярное обновление ПО
• Мощный процессор обеспечивает быструю работу
• Поддержка автомобилей с CAN-шиной
• Возможность сохранять результаты тестирования
в памяти прибора
• Широкий перечень диагностируемых автомобилей и систем • Возможность тестировать автомобили до 2011 модельного года • Возможность просматривать Data Stream в виде графиков • Простота эксплуатации, удобный интерфейс • Возможность обновления через Интернет • Регулярное обновление ПО • Мощный процессор обеспечивает быструю работу • Поддержка автомобилей с CAN-шиной • Возможность сохранять результаты тестирования в памяти прибора

Таким образом, сканер – это прибор, который программно связывается с электронным блоком управления автомобилем для считывания и отображения в удобной для восприятия человеком (обслуживающим персоналом) форме информации о параметрах работы автомобиля. Кроме чтения информации многим современным сканерам присущи функции управления, т.е. возможность определенных управляющих воздействий на сам блок и элементы системы (датчики, исполнительные элементы и др.), работающие под управлением блока.

Связь сканера с автомобилем (электронным блоком управления) осуществляется по определенным правилам, условно говоря, на понятном для обеих сторон языке. Такой язык называется протоколом связи, который определяет набор используемых «слов» и порядок их применения. Поскольку автопроизводители зачастую используют собственные уникальные протоколы связи, каждый сканер имеет свой перечень марок и моделей автомобилей, с которыми он может связываться. Связавшись с автомобилем, сканеры AUTOBOSS V-30 и XTOOL PS2 HD выполняют следующие функции:

• чтение и расшифровка кодов ошибок, определенных системой самодиагностики автомобиля и хранящихся в памяти блока управления;

• удаление (стирание) из памяти кодов ошибок (следует помнить, что при этом причина возникновения ошибки не устраняется);

• отображение параметров работы автомобиля в реальном масштабе времени;

• активация исполнительных элементов (механизмов).

Внесение изменений в программу работы блока управления – только в пределах компетенции данной сервисной (ремонтной) службы и возможностей данного сканера.

Следует отметить, что технология проведения диагностики коммерческого автомобиля предполагает обязательную проверку данных, полученных через сканер от системы самодиагностики методами физических измерений. Другими словами, если сканер обнаружил ошибку «Нет сигнала датчика температуры топлива», это не значит, что неисправен именно датчик – неисправность может быть в проводах, соединяющих датчик и блок управления, в разъемах, в самом блоке управления и т.д. Для обнаружения неисправности необходимо произвести некоторое количество измерений напряжений, токов, сопротивлений, что позволит точно определить место неисправности.

Теперь, когда мы знаем назначение и принципы применения основных диагностических приборов, можно сделать выводы о содержании «компьютерной диагностики» и не поддаваться на попытки недобросовестных сотрудников автосервиса получить деньги за простое подключение компьютера к автомобилю под громким названием «КОМПЬТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА». Эти выводы довольно просты.

1. Диагностику (в том числе и компьютерную) может провести только квалифицированный специалист.

2. Проведение диагностики современного автомобиля, имеющего электронные системы управления, возможно только при наличии соответствующего диагностического оборудования.

3. Полноценная диагностика возможна только при комплексном использовании оборудования, подразумевающем неоднократное подтверждение данных о неисправности, полученное с помощью различных инструментов.

Минимально необходимый набор оборудования диагностического участка должен включать:

• мотор-тестер;

• системный сканер V-30 и PS2;

• прибор для измерения тока, напряжения, сопротивления (мультиметр);

• манометрические приборы первичной диагностики.

В заключение заметим, что диагностика – это первый, но совершенно необходимый шаг, который надо сделать, если в автомобиле возникли неполадки. Качественно проведенная диагностика избавит от риска ошибочной замены псевдонеисправных деталей, выполнения ненужных ремонтных операций и в конечном счете от необоснованных финансовых и временных затрат. Отличительные характеристики потенциально качественной диагностики, надеемся, мы сумели здесь описать. На данный момент из представленных на рынке сканеров оптимальное решение задач по диагностике легковых автомобилей обеспечивает мультимарочный сканер V-30 (рис.1) компании AUTOBOSS (SPX), представителем которой в России является компания «ЛанТек».

Этот прибор углубленно и в полном объеме выполняет диагностику электронных систем автомобиля, каких именно, можно понять из краткого описания прибора. Это единственный сканер, у которого в программе имеются профессиональные функции.

Если говорить о диагностике коммерческого транспорта, то идеальным решением в этой области является сканер фирмы XTOOL PS2 HD, представителем которой в России также является компания «ЛанТек». Возможности прибора можно видеть на блок-схеме PS2 HD (рис. 2).

Максим Фалафеев

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены