Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Black Edition

Black Edition

Я тут как-то попытался прикинуть, какая модель BMW является самым частым гостем на нашем сервисе. Порылся в своей «картотеке» и получил вполне ожидаемый результат – это, конечно же, Х5. Причем в кузове Е 70. Автомобили в предыдущем кузове, Е 53, потихоньку начинают сдавать свои позиции – время, время… Но пока они тоже приезжают, и достаточно часто. Вот очередная – BMW X5 3.0D, кузов Е 53, год выпуска – 2004 (фото на заставке).

На этот раз в заказ-наряде имеется довольно пространное описание причины обращения, записанное со слов владельца: «На холодную плохо заводится. Подтраивает, а потом нормально работает. Потеря мощности в последнее время. Чек не горит, а расход увеличился с 10 до 12 литров. Возможно турбина не работает». Сколько всего всякого разного, и на одном автомобиле. Думаю, будет интересно. Подключаем «Autologic», устанавливаем связь (экран 1).

Как обычно, сканируем все системы. В данном случае это, возможно, и не требуется, но лучше подстраховаться (экран 2).

Как видно из этого экрана, в памяти блока управления двигателем имеется аж девять кодов неисправностей. Да, тут явно есть чем поживиться. Посмотрим, что же это за ошибки. Опрашиваем блок DDE напрямую и получаем вот такой результат (экран 3).

Экран 1 – идентификация
Экран 1 – идентификация
Экран 2 – фрагмент быстрого теста
Экран 2 – фрагмент быстрого теста
Экран 3 – коды ошибок
Экран 3 – коды ошибок

Так-так, с жалобой на плохой запуск и на подтраивание во время прогрева все более-менее понятно. Либо неисправны свечи накаливания (все, кроме 4-й), либо, что гораздо вероятнее, «дуркует» блок управления этими свечами (ошибка 4203). С потерей мощности немного сложнее – имеющийся код неисправности 4530 говорит о проблемах с регулированием наддува. Формулировка не то чтобы до конца конкретная, но, если копнуть чуть глубже, конечно, можно будет разобраться. А ошибки по датчику расхода воздуха (3FF0 и 3FF1) – это скорее не причина, а следствие. По крайней мере, так говорит наша практика.

Ну что же, займемся точной постановкой диагноза. Удаляем коды ошибок, несколько раз включаем и выключаем зажигание, выдерживая паузы, достаточные для выключения главного реле. На четвертый или пятый раз в памяти блока DDE записывается уже знакомый нам код 4203 (экран 4). Вот и замечательно – с большой долей вероятности можно утверждать, что блок управления свечами накаливания нужно менять. По-хорошему, конечно, надо бы проверить надежность его питания и массы. Но для этого потребуется демонтаж впускного коллектора, поскольку именно под ним этот блок и установлен. Кроме этого, неисправность данного блока совершенно не означает, что коды по свечам накаливания ложные. Скорее всего, пару-тройку придется менять. Так что уж лучше все это делать одним заходом, при демонтаже коллектора. Но это дополнительные нормо-часы, так что вначале необходимо заручиться согласием владельца.

Экран 4 – код 4203
Экран 4 – код 4203

Идем дальше. Теперь нужно понять, что у нас с наддувом. Если вернуться к экрану 3, то можно увидеть, что в правой части экрана, напротив каждой строки с расшифровкой кодов, имеется виртуальная круглая клавиша с символом « > ». Нажав на нее, можно получить дополнительную информацию по любому из имеющихся кодов, например, 4530. Эта информация представлена на экранах 5 и 6.

Экран 5 – дополнительная информация по коду
Экран 5 – дополнительная информация по коду
Экран 6 – сохраненный кадр (Freeze Frame)
Экран 6 – сохраненный кадр (Freeze Frame)

Экран 5 конкретизирует причину записи кода 4530 – данный код есть реакция блока DDE на снижение давление наддува. Эта неисправность носит стабильный характер, поскольку ошибка фиксировалась блоком уже 65 раз. На экране 6 приводятся значения основных параметров системы на момент записи данного кода. Как видим, давление наддува относительно режима, на котором двигался автомобиль (почти полная нагрузка), явно недостаточное. Не работает привод лопаток турбины? Посмотрим, что у нас получиться «живьем».

Запускаем двигатель, входим в режим отображения текущих параметров и анализируем. Датчик расхода воздуха работает, и работает абсолютно корректно, это хорошо видно из экранов 7 и 8. Да мы, собственно, в этом особо и не сомневались.

Экран 7 – текущие параметры, х.х.
Экран 7 – текущие параметры, х.х.
Экран 8 – текущие параметры, 2800 об/мин
Экран 8 – текущие параметры, 2800 об/мин

А что можно сказать о давлении наддува? На оборотах порядка трех тысяч оно немного не дотягивает до нормы (экран 8). Особого криминала в этом нет, и вряд ли здесь виноват привод турбины. Но в этом, конечно, нужно убедиться. То есть проверить работу привода визуально, при необходимости измерить значение подаваемого на него вакуума и т.д. А для этого нужно прежде всего снять с двигателя декоративную крышку (фото 2).

Фото 2 – двигатель с крышкой
Фото 2 – двигатель с крышкой

Снимаем и почтительно замираем в восхищении. Мы, конечно, не понаслышке знаем о различных вариантах тюнинга двигателей. В том числе и об изменении их внешнего вида. Но вот моторы с антибликовым покрытием видеть еще не доводилось. Видимо, нам попалась специальная юбилейная серия, «black edition» (фото 3).

Фото 3 – антибликовое покрытие
Фото 3 – антибликовое покрытие

Ну а если серьезно, все компоненты, включая разъемы форсунок и их проводку, покрыты ровным слоем сажи (фото 4). А источником ее поступления является небольшой участок поврежденной трубки системы EGR в месте соединения с корпусом дроссельной заслонки (фото 5). По той же причине давление наддува в системе не достигает заданных значений, что в итоге и приводит к записи кода 4530.

Фото 4 – сажа везде
Фото 4 – сажа везде
Фото 5 – место соединения
Фото 5 – место соединения

В общем, придется владельцу автомобиля раскошелиться на установку новой трубки EGR, а также на демонтаж и повторный монтаж впускного коллектора. Думаю, не ошибусь, если скажу, что к этим затратам как минимум прибавится стоимость нового блока управления свечами накаливания.

На этом можно было бы и закончить. Но глядя на этот обильно покрытый сажей мотор, я вот о чем подумал. Дизельный мотор – это, конечно, хорошо. Только вот все его прелести перечеркиваются одним простым фактом – как ни крути, а «на круг» его выхлоп многократно грязнее бензинового. В первую очередь я имею в виду содержание сажи и окислов азота. И не зря, ох не зря проклятые буржуины придумали всякие-разные катализаторы и сажевые фильтры. Об экологии думают, однако. Ну а теперь скажите, кто у нас меняет эти компоненты в случае выхода их из строя? Единицы. Понятное дело – дорого. Куда дешевле сажевик удалить, «мозги» соответствующим образом «прочиповать», и т. д. и т. п. И автосервисы с удовольствием идут навстречу – выгодно. Только вот какова цена этой экономии и этой прибыли? Ведь в итоге вся эта хрень попадает в атмосферу. И мы этим дышим. Вот я и представил человеческие легкие, изнутри покрытые сажей. Так сказать, в варианте «black edition»…

  • Сергей Газетин, технический эксперт компании ООО «Интерлакен-Рус»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены