Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Бензины, спирт, акцизы...

Бензины, спирт, акцизы...

акцизной политики. Судите сами: производя бензины класса 2 или 3 (под двигатели Euro II и Euro III соответственно), завод платит акциз 10 725 руб. с тонны. А выпуская топливо класса 5 под моторы Euro V – 6450 руб. Конечно, все кинулись производить бензины класса 5. Их доля в общем объеме выпуска составляет более 80%.

Тем временем введение норм Euro V у нас планируется только в 2016 году. А сегодня под эти бензины в России практически нет автомобилей. Выпускаемые у нас иномарки – это в лучшем случае Euro IV. Плюс огромный парк откровенно допотопной техники, в том числе и с карбюраторными двигателями. Заливать в них дорогие бензины 5-го класса бесполезно – двигатель как был старым и «грязным», так им и останется. Таким образом, владельца «Жигулей» заставили платить больше, а экологического эффекта не добились.

Выиграло ли от этого государство? Тоже нет. Оно недополучило на акцизах огромные суммы. Такой вот парадокс – и населению невыгодно, и казне. Сейчас поговаривают об увеличении акцизов на высококачественное топливо. Как это скажется на цене бензина, полагаю, объяснять не нужно.

Что сегодня делается в Европе? Бензина марки 92 вы там практически не найдете – на заправках только марки 95 и 98, иногда 100. Европейские законодатели ратуют за снижение выбросов СО2, а значит, за снижение расхода топлива до 4–5 л на 100 км. И наблюдается интересная картина: для бензина 5-го класса требования очень жесткие, а для 6-го класса уже помягче. В частности, разрешены марганцевые антидетонаторы в концентрации 6 ppm. Дескать, раз топлива сгорает меньше, вот вам послабление.

В Америке для двигателей с искровым зажиганием действует программа по биоэтанолу. Сегодня на бензин с 10% спирта, но есть документация и на 15%. Также применяется топливо Е 85, где этанол составляет 85%.

Перспективно ли спиртсодержащее топливо для нас? На последних совещаниях прозвучало, что да, перспективно. Все же возобновляемое сырье, и не обязательно в ущерб продовольствию. Спирт можно получать из опилок, непищевой клетчатки и т. д. И технология проще, чем для алкогольной продукции – не надо удалять метанол, сивушные масла и прочие составляюще.

Но вот беда, все опять же упирается в акциз. В России для спирта он очень велик – 70 руб./л. И неважно, пищевой это спирт или предназначенный для заливки в топливный бак. Плюс лицензия, за которую тоже надо платить. Представляете, сколько такое горючее может стоить на АЗС? Так что спиртовые моторы в России – это пока из области мечты.

Чего ожидать в будущем году? Потребителю нужна приемлемая цена и хорошее качество топлива. Снижения цены, конечно, не будет – нефтяникам надо оправдывать модернизацию, а государству наполнять казну. А вот за качество можно побороться. Для этого нужно ввести не паспорт бензина, как сейчас, а сертификат заправщика. Что происходит сегодня? Приезжает ночью бензовоз, и сливает топливо в резервуар «на остатки». А паспорт остается для бензина прежней заливки. И как тут контролировать качество?

А сертификат возложит ответственность за качество бензина на продавца – как в Европе.

В заключение хотел бы поздравить читателей с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы наши законы наконец-то заработали для потребителя. И тогда у него всегда будет доступный высококачественный бензин.

  • Вячеслав Емельянов, доктор технических наук, зав. отделом ВНИИ НП

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены