Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автомобильная экспертиза. Рекорд Гиннеса или банальная алчность? Часть 1

Автомобильная экспертиза. Рекорд Гиннеса  или банальная алчность?  Часть 1

Сегодняшняя работа – одна из многих, посвященных экспертным исследованиям автомобилей. Читатель, которого интересует тема, должен был заметить, что содержание таких статей весьма разнообразно. Это не случайность, а осознанный выбор редакции. Таким образом мы демонстрируем широту проблем, возникающих во взаимоотношениях двух основных субъектов авторынка: производитель ТС – потребитель (автовладелец). А также показываем тенденции в этом секторе отрасли, о которых производителю было бы полезно знать.

Сегодняшняя статья о новых реалиях, складывающихся в экспертной части национального авторынка. Нельзя сказать, что подобных явлений на нашем рынке ранее никогда не было. Но сегодня этот процесс приобретает характер безумного потребительского экстремизма. В список объектов для исследования на одном автомобиле сегодня могут попасть более 30 узлов, агрегатов и деталей ТС. Подумать только: у автовладельца к автомобилю «накопилась» 31 претензия! 31 «производственный дефект» в одном автомобиле! Кто больше? И неужели суды принимают такие иски к рассмотрению? Но обо всем по порядку. Предварительно убрав из документов всю конфиденциальную информацию, начнем. Как водится, первое слово – суду.

Вопросы, поставленные судом перед экспертом

1. Имеет ли автомобиль марки Lexus RX270, VIN: Х, недостатки?

2. Если данные недостатки имеются, являются ли они производственными или эксплуатационными?

3. Являются ли данные недостатки устранимыми и если да, то какова стоимость их устранения?

Из исходных данных по сегодняшнему делу известно следующее. Истец обратился в суд с иском к ООО «А» о защите прав потребителя. Истец на основании договора купли-продажи приобрел у ответчика автомобиль Lexus RX270. В процессе эксплуатации в отношении автомобиля проводились технические обслуживания и ремонты.

По мнению истца, автомобиль имеет ненадлежащее качество, и на основании этого истцом заявлено требование взыскать с ответчика стоимость автомобиля, штраф, неустойку, компенсацию морального вреда, расходы по оплате услуг представителя, расходы по оплате госпошлины. Затем исковые требования уточнялись. Ответчик исковые требования не признал, мотивируя это тем, что автомобиль истца не имеет производственных дефектов.

Данный судебный спор рассматривался районным судом города Н. Суд своим решением частично удовлетворил требования истца. Ответчик не согласился с данным решением, подал апелляционную жалобу и заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы для установления наличия или отсутствия у автомобиля истца недостатков. Данное ходатайство Судебной коллегией по гражданским делам было удовлетворено.

Для проведения экспертизы в распоряжение эксперта представлены материалы дела. Также суд обязал истца представить на исследование автомобиль Lexus RX270.

В данном исследовании эксперт обращался к нормативной документации и информационно-справочным материалам. Часть их перечислена ниже, остальные заинтересованный читатель сможет найти на сайте журнала в соответствующей статье.

1. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720) с изменениями (действовал до 31 декабря 2014 г.).

2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018–2011) (вступил в силу 1 января 2015 г.).

3. ГОСТ 15467–79 Управление качеством продукции. Термины и определения (статус стандарта – действует).

4. ГОСТ 27.002–89 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения (статус стандарта на тот период действовал, с 1 марта 2017 г. действует ГОСТ 27.002–2015).

5. ГОСТ Р 51709–2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. С изменениями и дополнениями.

Всего 24 источника.

Исследование

В соответствии с определением Судебной коллегии эксперту были представлены материалы дела. Также для ответа на поставленные судом вопросы требуется проведение натурного исследования автомобиля истца Lexus RX270. Исследование автомобиля было назначено на определенный день и час. Указывалось и место проведения экспертного исследования автомобиля: определенный технический центр Lexus.

Письма с информацией о дате, времени и месте проведения экспертного исследования были направлены истцу и ответчику. Эта же информация экспертом по телефону была сообщена истцу и представителю ответчика.

В назначенное время истцом на экспертное исследование был представлен автомобиль Lexus RX270 (фото 1).

Фото 1
Фото 1

«Разборно–сборочные» и другие работы, необходимые для проведения экспертного исследования, выполнялись персоналом технического центра в соответствии с заданиями эксперта. Управление автомобилем при проведении дорожных испытаний осуществлялось истцом. При исследовании автомобиля проводился внешний осмотр, контрольные операции и испытания в дорожных условиях.

Технические средства, использованные при проведении исследования

– Штангенциркуль электронный ELECTRONIC DIGITAL CALIPER G100070 с точностью измерений 0,01 мм;

– линейка стальная 300 мм с ценой деления 0,5 мм;

– рулетка металлическая 5 м с ценой деления 1 мм;

– электронный термометр-гигрометр Testo 610 мод.  0560 06 10 S/N: 39257336/508, диапазон измерения температуры от –10 до +50 °С, точность ±0,5 °С; диапазон измерения относительной влажности от 0 до 100% rH, точность ±2,5%;

– электронный термометр MASTECH MS6500 MBCM 076770 с диапазоном измерения от –50 °C до +750 °C;

– электронный термометр UNI-T UT321 № 1120351729 с термопарой К type. Пределы измерений от –200 °C до +1372 °C;

– электронный анемометр-термометр Testo 410–1 № 38442612/402. Пределы измерений: скорость воздуха 0,4…20 м/с, точность ±0,2 м/с. Температура –10…50 °С, точность ±0,5 °С;

– мультитестер DÜWI мод. 07977 BST77440 200 703 № 1060113074;

– технологическое приспособление для измерения давления топлива в системе с манометром BANZAI EFI с пределом измерения 100 kPa и ценой делений 10 kPa;

– диагностический прибор INTELLIGENT TESTER II;

– диагностический прибор Techstream с версией программного обеспечения Ver 11.20.019–1863;

– диагностический стенд MAHA с версией программного обеспечения EUROSYSTEM V:3.15 036.066.

– лупы с кратностью увеличения 2×, 6×, 14×, 20×, 30×, 40×;

– микроскоп цифровой LEVENHUK DTX 500 Mobi с кратность увеличения до 500×;

– секундомер электронный CASIO;

– стетоскоп технический JONNES WAY A1030014.

Исследование автомобиля проводилось при температуре окружающего воздуха в помещении технического центра +20–23 °С и относительной влажности воздуха 59–66%. Дорожные испытания проводились на дорогах общего пользования с твердым асфальтобетонным покрытием при температуре окружающего воздуха +13 °С и относительной влажности воздуха 88%.

В ходе исследований производилась фото- и видеосъемка камерой PANASONIC LUMIX DMC-FZ100 № G0HB00160.

Показания одометра автомобиля (пробег автомобиля с начала эксплуатации) на момент представления автомобиля на исследование соответствовали 92 495 км (фото 2). (Про себя отметим, что через 7,5 тыс. км заканчивается период гарантии. Очень типичный случай.) Показание одометра автомобиля после окончания дорожных испытаний составили 92502 км (фото 3).

Фото 2
Фото 2
Фото 3
Фото 3

В вопросах суда используется термин «недостаток». «Недостаток» является не техническим термином, а правовой категорией. Определение термина «недостаток» дается в Федеральном законе «О защите прав потребителей». Классификация свойства товара как недостатка не является предметом автотехнической экспертизы, а относится к компетенции суда.

В специальной технической литературе и технической документации используются термины «дефект», «повреждение», «неисправность», «отказ» и др. В тексте заключения эксперта будут использоваться технические термины, приведенные ниже. Обычно в статьи, посвященные экспертным исследованиям, мы не включаем полный перечень терминов и определений с их трактовками, которые указывают эксперты в своих заключениях. Считаем, что в тексте этой статьи их присутствие будет полезным.

Термины и определения

В соответствии с техническим регламентом дефект – каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 и ГОСТ 15467–79 дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

В соответствии с ГОСТ 15467–79 несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции относится к конструктивным дефектам. Несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции относится к производственным дефектам.

В соответствии с ГОСТ Р 51709–2001 исправное состояние АТС – состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС. (АТС – автотранспортное средство).

В соответствии с ГОСТ Р 27.002–89 неисправное состояние (неисправность) – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 работоспособность – состояние, при котором транспортное средство или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией.

В соответствии с ГОСТ Р 51709–2001 работоспособность АТС и его частей – состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.

В соответствии с ГОСТ Р 27.002–89 работоспособное состояние (работоспособность) – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации;

неработоспособное состояние (неработоспособность) – состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации;

повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния. В заключении эксперта термин «повреждение» будет использоваться в расширенном смысле, подразумевая любое негативное изменение свойств объекта;

отказ – потеря способности изделия выполнить требуемую функцию. Отказ является событием, которое приводит к состоянию неисправности;

сбой – самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора.

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 техническое состояние – совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению;

внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

В соответствии с ГОСТ Р 53828–2010 климатическая установка – устройство, в котором объединены системы отопления, кондиционирования (охлаждения) и вентиляции;

система кондиционирования воздуха (СКВ) – система, состоящая из функциональных элементов и обеспечивающая регулируемое охлаждение воздуха в заданном объеме кабины и пассажирского помещения АТС.

Вопрос 1. Имеет ли автомобиль марки Lexus RX270 недостатки?

Вопрос 1 носит общий характер и не указывает конкретно, недостатки каких конструктивных элементов и систем автомобиля необходимо исследовать. Автомобиль состоит из нескольких тысяч деталей. Исследование всех деталей представляет собой технически сложную, чрезвычайно трудоемкую задачу и требует полной разборки автомобиля. После этого автомобиль перестанет существовать как транспортное средство. Поэтому для постановки более конкретных задач исследования был проведен анализ тех претензий в отношении качества автомобиля, которые содержатся в исковом заявлении.

В исковом заявлении указаны следующие претензии к качеству автомобиля Lexus RX270 (приводится дословно, как написано в исковом заявлении).

1. «Топливная станция, расположенная в топливном баке – топливный насос, разъем топливного насоса, датчик уровня топлива, обратный клапан, – подверглись коррозии».

2. «Машина глохнет».

3. «Загорается индикатор ТРС ОФ (“TRS off”)».

4. «Загорается значок “аккумулятор”».

5. «Отстреливает передний правый стеклоподъемник», «не закрывается (отстреливает) стекло переднего пассажира», «отбивает при закрывании переднее правое стекло», «окно пассажирское переднее само опускается-открывается».

6. «Водительское стекло не закрывается в одно нажатие».

7. «Окна передние сами открываются».

8. «Имеются сбои в навигационной системе», «навигационная система показывает неправильное положение автомобиля».

9. «Рябит (дрожит) изображение пер. монитора».

10. «Периодически отключается Bluetooth (блютус)».

11. «Шум при движении».

12. «Посторонний шум в задней части автомобиля».

13. «Проверить работу системы кондиционирования».

14. «Прикрепить брызговик».

15. «Горение значка красного цвета на приборной панели».

16. «Течет блок Great Guard».

17. «Треск при запуске на холодную».

18. «Закрепить крепление дефлектора капота».

19. «При движении с постоянной скоростью авто начинает дергаться».

20. «Провалы при работе ДВС при движении».

21. «Автомобиль дергается при переключении скоростей».

22. «Автомобиль трясется при стоянке».

23. «Тормозит резко и т. д.».

24. «Автомобиль при движении дергается».

25. «Сенсорный датчик закрытия передней пассажирской двери не всегда срабатывает».

26. «Справа сзади имеется шум в двери».

27. «При движении транспортного средства имеются посторонние звуки в районе двери».

28. «Имеется грохот в салоне автомобиля».

29. «Тарахтит, как старая модель “Жигули”».

30. «Нехарактерные шумы с правой стороны в передней или задней дверях».

31. «Скрип сзади в багажнике».

Программа экспертного исследования была разработана, и само исследование проводилось в соответствии с перечисленными претен­зиями истца. Методики и результаты исследования приведены в заключении эксперта в разделах по отдельным претензиям и по группам однотипных по своему смыслу претензий.

Общее исследование автомобиля

При внешнем осмотре автомобиля Lexus RX270 установлено, что видимые признаки аварийных повреждений кузова, подвески, агрегатов отсутствуют. Части автомобиля, расположенные в моторном отсеке (фото 4), покрыты слоем сухих дорожных загрязнений. Признаки утечки масла и рабочих жидкостей из агрегатов автомобиля отсутствуют.

Фото 4
Фото 4

Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя находится в средней части шкалы между отметками «С» и «Н», что соответствует нормальному прогретому состоянию двигателя. Стрелка указателя уровня топлива в баке находится на отметке шкалы, соответствующей примерно 3/4 емкости бака.

Уровень моторного масла определялся по штатному указателю.

Уровень масла находился на нижней отметке, что не является нарушением правил эксплуатации, но при этом требуется долив масла. Уровень охлаждающей жидкости в полупрозрачном пластиковом расширительном бачке находился между метками «LOW» и «FULL», что соответствует норме. Уровень тормозной жидкости в бачке находился между метками «MAX» и «MIN», что также соответствует норме.

На автомобиле смонтировано нештатное противоугонное оборудование – установлена нештатная электронная система (фото 5), блокирующая пуск двигателя, и нештатная система, обеспечивающая срабатывание рабочей тормозной системы и затормаживание колес автомобиля (фото 6).

Фото 5
Фото 5
Фото 6
Фото 6

Для пуска двигателя и обеспечения возможности движения автомобиля требуется наличие специального устройства с кнопочным управлением и выполнение специальной процедуры пуска двигателя, которая не соответствует той процедуре, которая заложена производителем в алгоритм работы системы управления автомобилем. Нарушение специальной процедуры пуска двигателя приводит к невозможности пуска двигателя и блокировке (затормаживанию) колес автомобиля.

На автомобиле также установлены в качестве дополнительного оборудования дефлектор на капоте, дефлекторы окон боковых дверей, видеорегистратор на ветровом стекле.

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи автомобиля при неработающем двигателе составляло 12,22 В. К отрицательному выводу аккумуляторной батареи и к датчику массового расхода воздуха подсоединены нештатные электрические провода, по которым, вероятно, осуществляется питание дополнительно установленных на автомобиле нештатных противоугонных устройств.

Истцом была неоднократно осуществлена специальная процедура для пуска двигателя – вводился специальный код, и после этого пуск двигателя проходил в штатном режиме без сбоев.

Исследование топливного насоса («топливной станции») (фото 7)

Фото 7
Фото 7

На этом сегодняшние исследования заканчиваем. В следующем выпуске отсюда и продолжим разговор о топливном насосе Lexus RX270.

  • Владимир Смольников, редактор, издатель
  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены