Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Антикор с приставкой «Эко»

Антикор  с приставкой «Эко»

Экомобиль

В ХХI веке человечество всерьез озаботилось охраной окружающей среды. Послушаешь экологов, и становится не по себе: то угроза всемирного потепления, то ужасы вселенского похолодания. Впрочем, опасения эти реальны, поскольку наш индустриальный эгоизм и неуемная страсть к комфорту стремительно загрязняют планету.

Загрязняет ее и автотранспорт. Поэтому современные автомобили стремятся делать максимально экологичными. Наступление ведется по всем фронтам: развитие гибридных силовых установок, внедрение водородных топливных элементов, совершенствование электромобилей, использование в ДВС природного газа, применение новейших конструкционных материалов для снижения веса кузова и многое другое. А для обычного бензинового или дизельного автомобиля введен жесткий «кодекс», при котором «шаг влево, шаг вправо» если не расстрел, то запрет эксплуатации уж точно.

Природоохранные меры коснулись и «расходников» – причем уже давно. В странах, где действуют правила ЕЭК ООН, запрещено использование асбеста в тормозных колодках и фреоновых хладагентов в системах конди­ционирования. К более поздним новациям отнесем регламентирование состава отработавших газов и контроль качества моторного топлива. Конкретные цифровые показатели отражены в нормах Euro. И ужесточаются эти нормы стремительно – не успеешь привыкнуть к Euro V, а тебе уже твердят о Euro VI. А что делать, жизнь и здоровье дороже.

Экосервис

Может ли автосервис не участвовать в экологическом марафоне? Нет, не может. Наоборот, обязан участвовать. Ведь сервис – это целая индустрия, сопровождающая автомобиль всю жизнь. Мойка с замкнутым циклом, утилизация отработанного моторного масла, применение новейших ремонтных и защитных материалов – все перечисленное для современной сервисной станции стало обычным делом.

Вот о защитных материалах и поговорим. Современных и безопасных. Как известно, существуют лакокрасочные материалы (ЛКМ) на водной основе. Наша тема сходная – антикоррозионные препараты на водной основе. А теперь конкретные примеры.

Экозащита

Интересная новость: концерн Dinol AB выводит на российский рынок два новых препарата – Dinitrol 977 для обработки скрытых полостей кузова и Dinitrol 449 для защиты колесных арок и днища от гравия. Эти составы объединяет замечательное свойство – они практически не содержат летучих растворителей. Давайте раскроем документацию и познакомимся с ними поближе.

Из «досье» Dinitrol 977: «Антикоррозионное полупрозрачное средство на водной основе для защиты скрытых полостей в легковых, грузовых автомобилях, автобусах и других ТС. Препарат также может использоваться в других, областях промышленности, где необходима защита металлических поверхностей от коррозии. Dinitrol 977 является водоотталкивающим и хорошо проникающим составом. После полного высыхания образует восковое покрытие с нелипкой пленкой, имеющей хорошую стойкость к высоким температурам – до 120 °С. При нагревании обработанных поверхностей (например, солнечными лучами или от двигателя) не издает запаха, свойственного составам с органическими растворителями. Некоторые резюмирующие характеристики: материал на водной основе; экологически чистый; очень низкое содержание летучих органических соединений; хорошая проникающая способность и защита от коррозии; сухая пленка».

А теперь цитата из «досье» Dinitrol 449: «Экологически чистый битумный антигравийный состав с хорошими антикоррозионными и шумопоглощающими свойствами. После полного высыхания образует очень прочную, в меру эластичную пленку, стойкую к механическому воздействию. Состав не подлежит окрашиванию. Основные характеристики материала: на водной основе; экологически чистый продукт; не содержит летучих органических соединений; обеспечивает хорошую антикоррозионную защиту; при высыхании цвет меняется от синего к черному, что позволяет визуально контролировать процесс высыхания мате­риала».

Новые материалы требуют нового сознания мастера. И новых знаний, пусть небольших, но ясных и точных. И если технология нанесения препаратов расписана в документации (к этому мы еще вернемся), то сведений о химических особенностях материалов на водной основе в инструкциях не найти.

Почему в баллончике, канистре, бочке они жидкие, а на кузове – высыхают и застывают? И держатся на поверхности годами и еще с коррозией борются? Ведь любопытно? Раз любопытно, попробуем разобраться.

Вода, вода…

Как и почему антикоры стали «акванавтами»? Все началось с коллег – лакокрасочных материалов.

В один прекрасный момент выяснилось, что ЛКМ загрязняют окружающую среду – и пуще всего растворителем, бездарно улетающим в атмосферу. И даже если поставщики указывали на банках содержание сухого остатка HS (High Solid) или VHS (Very High Solid), на деле оказывалось, что это MS (Medium Solid), а то и LS (Low Solid). Получалось, обманывали и себя, и потребителя.

Больше всего растворителей содержалось в базисных эмалях. За них-то европейцы и взялись в первую очередь. Решили, пусть в атмо­сферу улетает вода. И приспособили свою продукцию «под воду», правда, для этого пришлось перерабатывать и смолы, и пигменты, и добавки.

Почему пришлось? Воду называют растворителем, но для ЛКМ в этом качестве она совершенно непригодна. Смолы для автомобильных покрытий вода не растворяет, некоторые пигменты начинают с ней взаимодействовать, и в итоге портятся. А пигменты с алюминием и вовсе могут привести к взрыву банок с краской.

Поэтому смолы переводят в состояние эмульсий, в которых мельчайшие капельки смолы диспергированы в воде. В таком случае вода выступает как дисперсионная среда и прекрасно снижает вязкость.

Так родились эмали на водной основе. Сегодня их используют и на конвейерах, и в авторемонте. И даже отмечают технологические преимущества экологичных эмалей по сравнению с традиционными, созданными на основе органических растворителей.

А после автоэмалей настала очередь антикоррозионных препаратов – им тоже требовались экологичность. Химики Dinol пересмот­рели рецептуру антикоров, чтобы исключить негативное взаимодействие с влагой – все как в случае с ЛКМ. В итоге вода успешно справилась с тонким диспергированием эмульсии и регулированием вязкости препарата. Иными словами, сыграла роль разбавителя. Именно разбавителя, а не растворителя – так будет химически корректно.

Как образуется пленка

Действительно, как? Традиционного растворителя нет, следовательно, нет испарения и «классического» высыхания. И банки с отвердителем нет, и окрасочно-сушильной камеры нет тоже. Правда, есть вездесущий кислород воздуха – запомним, пригодится

А теперь заглянем в фирменную тару с жидким препаратом. В его рецептуре имеются «полуфабрикаты» полимеров с относительно короткими макромолекулами. В них обязательно есть двойные связи, этакие «сцепки» для будущей пространственной структуры, основы прочной пленки.

Но понятно, что в фирменной таре никакая сетка не нужна. Ее необходимо «соткать» после нанесения на защищаемую поверхность. Значит, механизм отвердения надо запустить сразу после выхода материала из сопла пистолета. А что происходит в этот момент? Правильно, активное взаимодействие распыленных капелек материала с кислородом воздуха!

Но одного только кислорода для запуска «ткацкого станка» недостаточно. К счастью, в фирменной таре находятся функциональные добавки. В момент распыления состава начинают работать инициаторы сшивки – пероксидные соединения и соли металлов. Кислород воздуха, активный окислитель, взаимодействует с ними. Тем самым запускается процесс получения свободных радикалов. Они существуют тысячные доли секунды, но как много успевают! Развивая фантастическую активность, радикалы атакуют двойные связи (те самые «сцепки») и «хватаются» за них, образуя требуемую сшивку.

«Строительство» заканчивается, когда погибает последний радикал. Это и есть пленко­образование. Без всяких растворителей, специальных отвердителей и высоких температур.

А что там еще?

Но ингредиенты, обеспечивающие твердение пленки, – это далеко не все. Разработчики добавляют в препарат уйму полезных добавок. А как же! Необходимо обеспечить тиксотропность, чтобы материал хорошо распылялся и уверенно наносился на поверхность, а потом не капал и не стекал. То есть менял вязкость в зависимости от механического воздействия. Добиться этого в отсутствие растворителя весьма непросто. Но, как оказалось, вполне возможно.

А еще требуются прочность, твердость, эластичность, теплостойкость и надежная адгезия пленки к металлу, заводскому PVC, лакокрасочному покрытию, слою старого антикоррозионного препарата. И, что тоже крайне важно, материал должен содержать ингибиторы коррозии, без которых антикор не антикор.

Поэтому в рецептуре любого антикоррозионного материала на водной основе мы найдем разнообразные наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, антиоксиданты, антиозонанты, красители и другие вещества. Например, пигменты придают защитному покрытию привлекательный внешний вид. Другие специальные добавки влияют на характер образующейся пленки, способствуя повышению механических, адгезионных и защитных свойств покрытия.

Многие добавки помогают штатным ингибиторам, пассивируя металл подложки и усиливая антикоррозионные свойства материала. Другие ингредиенты поглощают, отражают и рассеивают световые лучи (в том числе и солнечные ультрафиолетовые), предохраняя пленку от старения.

К сожалению, полностью раскрыть все секреты производителя не удастся. Мы нарисовали лишь качественную картину. Но она адекватно отражает химико-технологические особенности современного антикоррозионного материала на водной основе.

Экопрактика

А теперь можно переходить к практике. Итак, документация Dinol AB говорит нам, что Dinitrol 977 применяется в качестве антикоррозионной защиты скрытых полостей, таких как двери, пороги, лонжероны, крышки багажников и капотов, дверные стойки и т. д. Обрабатывают им и открытые панели на легковых автомобилях, грузовиках, автобусах.

А вообще этот состав – «многостаночник». Он может работать в автомобильной промышленности и в производстве вагонов, трейлеров и любой спецтехники; в судостроении и авиастроении; в автосервисах; в металлургической индустрии и ряде смежных отраслей.

Но мы сосредоточим внимание на автосервисе. Перед нанесением емкость c препаратом необходимо хорошенько встряхнуть. Обрабатываемые места должны быть очищенными от грязи и ржавчины. Допустимо наносить состав на влажные, слегка замасленные поверхности и на участки, не сильно (в смысле, не глубоко) пораженные коррозией.

Наносить состав можно методом воздушного или безвоздушного распыления пистолетом с наконечником-насадкой около 3–3,5 мм и возможностью регулировки подачи материала и воздуха. Регулировка необходима для создания требуемого внешнего вида покрытия – гладкая поверхность или «шагрень».

Давление сжатого воздуха 2–5 бар. Для достижения оптимального результата наносить материал необходимо равномерно с расстояния около 20–30 см. Наиболее благоприятная температура для высыхания 20 °С. В случаях ошибок, допущенных мастером, жидкий материал необходимо удалить с поверхности ветошью, смоченной в воде.

После работы пистолет-распылитель необходимо быстро и тщательно очистить от остатков материала водой, поскольку высохший в пистолете материал может привести к повреждению (разрыву) емкости при выполнении последующих работ.

Состав можно наносить двумя слоями совместно с Dinitrol 449. При двухслойном нанесении необходимо учесть, что толщина мокрой пленки Dinitrol 977 не должна превышать 50 мкм.

А теперь о втором препарате Dinitrol 449. Область его применения, в общем и целом, такая же, как у коллеги – практически все машиностроительные отрасли. Но задача другая – защита от гравия.

Препарат обладает очень хорошей адгезией и не требует специальной подготовки поверхности. Главное, чтобы она не была грязной и не имела масляных пятен.

Состав может наноситься двумя слоями совместно с Dinitrol 977. В этом случае поверхность может иметь неглубокие очаги коррозии и быть влажной – «грунтование» жидким Dinitrol 977 эти недостатки устранит. Однако рыхлые пласты ржавчины перед нанесением материалов необходимо удалить. При нанесении материалов на нестандартные поверхности (окрашенный PVC, остатки старого антикора и т. д.) необходимо провести предварительные тесты на адгезию.

Перед нанесением Dinitrol 449 емкость с препаратом необходимо тщательно встряхнуть. Наносить состав следует методом воздушного распыления антигравийным пистолетом с наконечником-насадкой около 3–3,5 мм и возможностью регулировки подачи материала и воздуха. Как и в случае с Dinitrol 977, регулировка необходима для создания требуемой фактуры покрытия.

И далее все похоже: давление сжатого воздуха 2–5 бар, наносить материал необходимо равномерно с расстояния около 20–30 см. Наиболее благоприятная температура для высыхания 20 °С. В случаях ошибок невысохший материал можно удалить с поверхности ветошью, смоченной в воде. И уход за оснасткой, как в предыдущем случае: по окончании работ пистолет-распылитель необходимо быстро и тщательно очистить водой от остатков материала.

И в завершение раздела важное замечание: препараты, о которых мы рассказали, нельзя наносить на двигатель, КПП, мосты, карданные валы, тормозные колодки, диски, а также на выхлопные системы. Для перечисленных агрегатов, узлов и деталей существуют специальные материалы Dinitrol.

И еще. Всем хороши описанные материалы на водной основе, но вот незадача: вода замерзает. При этом эмульсия может испортиться. Поэтому выбирая новые антикоры, следует подумать об их правильной транспортировке и хранении.

Заключение

Надеемся, наш рассказ привлечет внимание работников сервисов к новым антикоррозионным материалам. И мастера смогут говорить клиентам: препараты – современные, экологичные, летучего растворителя нет, вредных испарений тоже нет. В обработанной машине не будет неприятных запахов – можно возить маленьких детей, беременную супругу, пожилых родственников, их здоровью ничего не угрожает.

Вот и получается, что антикоррозионные материалы на водной основе гармонично вписываются в экологическую концепцию автомобильной и сервисной индустрии.

В работе использована документация компании ЮВК и собственная информация журнала «АБС-авто», в том числе статья Игоря Байдина и Юрия Буцкого «Сказание о красках» («АБС-авто», № 6/2014, с. 26–31)

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены